«Других таких творцов я не знаю». Художники Нижнего Тагила показали, как можно украсить город работами авангардиста Алексея Константинова

Сегодня, 12 ноября, 92 года исполнилось бы самому необычному и недооценённому художнику Нижнего Тагила Алексею Константинову. Живописец, монументалист, он прошёл Великую Отечественную войну и практически всю жизнь работал в Нижнетагильском художественном фонде, расписывая фасады зданий, создавая памятники и фрески не только в нашем городе, но и по всей Свердловской области. В день рождения мастера его коллеги — современные художники Николай Грачиков и Ксения Кошурникова — побывали на могиле Константинова и обсудили планы по сохранению его творческого наследия.

Скромная могила Алексея Константинова, имя которого с каждым годом обрастает всё большим количеством легенд, находится в самом начале Рогожинского кладбища, прямо за монументом «Родина-Мать». Размещая на могиле цветы, Николай Грачиков, во многом благодаря которому были сохранены произведения Константинова, вздыхает: хорошо бы найти спонсора и вместо серого памятника сделать красивый, с мозаикой, в стиле Алексея Семёновича.

«Я знаю много художников, наверное тысячи, и могу с уверенностью сказать, что Константинов поднялся просто на невероятную вершину по стилистике, по экспериментам, заполнению формата, художественным открытиям. Я таких художников больше не знаю. Константинова всегда озаряло новой идеей, что дано не каждому, а он родился с таким даром. Этому невозможно научиться, у кого-то подсмотреть. Ты не можешь создавать настоящее искусство, копируя кого-то другого. Он редкий мастер, которого до сих пор не поняли», — говорит Николай Грачиков.

Вместе с участницей группы ЖКП Ксенией Кошурниковой Грачиков придумал проект по украшению тагильских зданий произведениями Алексея Константинова. Самые его яркие, сильные работы можно перенести на фасады жилых домов, торговых центров. Это может невероятно преобразить город и привлечь ценителей искусства со всей страны.

Ксения Кошурникова предлагает украсить стены серых панельных многоэтажек в районе Приречном, где, кстати, жил Константинов. И расписать потрескавшиеся фасады зданий на территории парка советской скульптуры у музея искусств.

«Константинов прошёл свой творческий путь героически — ни на какого не оглядываясь, не ориентируясь и оставаясь верным себе, искусству и городу. Поэтому мне хочется поддержать этот проект, подключить к нему других художников, искусствоведов. Я не знаю, что из этого получится, я просто начала что-то делать. Мне хочется, чтобы к художнику было привлечено больше внимания. И конечно, в первую очередь нужно сохранить имеющиеся работы», — говорит Ксения.

Николай Грачиков уже некоторое время собирает информацию о сохранившихся монументальных работах Алексея Константинова, ездит по городу, делает фотографии. Сохранилась расписанная стена в бассейне «Уралец», часть росписи в здании ММУ МВД «Нижнетагильское» на Островского, читальный зал в НТГСПИ. Некоторые работы были неумело отреставрированы, некоторые — вовсе закрашены, с грустью констатирует Грачиков. Если не заняться сохранением этих росписей сейчас, то через несколько лет их не останется, уверены художники.

Отметим, что в родном селе Алексея Константинова Курья в Алтайском крае сегодня торжественно открылась беседка его имени. Местные жители сами очистили берег озера, выиграли краевой конкурс проектов поддержки местных инициатив и построили деревянную беседку, на которой разместили мемориальную доску. Дома семьи Константиновых в селе не сохранилось, но память о талантливом художнике здесь чтят.

«Для нас, молодых художников, Алексей Семёнович был живой легендой и образцом жизни художника. И мы понимали в меру своих сил его искусство, с радостью ходили к нему в мастерскую смотреть работы и с ещё большей радостью и волнением показывать свои. Конструктивизм моих работ во многом идёт именно от конструктивизма работ последних лет А. С. Константинова и, конечно, от индустриальной среды Нижнего Тагила. И меня всегда восхищала в его живописи организующая воля художника, когда, развоплощая предметы до их графической сути — линии, пятна, точки, он выстраивал свой мир, полный динамики, экспрессии и радости жизни. Натура утрачивает свою вещественную тяжесть, и вдруг просквозит истинный чертёж вещей, её тайный смысл, её скрытый замысел... Это развоплощение и становится центральным методом и принципом работы Алексея Семёновича Константинова», — написал в 2016 году заслуженный художник РФ тагильчанин Владимир Наседкин о своём коллеге.

Эти слова были включены в книгу «Алексей Константинов. Постоянство поиска. 1927–1998», вышедшую зимой прошлого года в Нижнем Тагиле.