«В этих фотографиях жизнь». В музее искусств Нижнего Тагила вспомнили талантливого фотографа и краеведа Ивана Коверду (ФОТО)

Накануне во втором здании Нижнетагильского музея изобразительных искусств открылась выставка Ивана Коверды «Стоп-кадр». Вспомнить талантливого фотохудожника, исследователя развития истории фотографии в Нижнем Тагиле пришли его родные, друзья и коллеги.

Экспозиция фотографа, ушедшего из жизни в 2012 году, стала пятой в серии выставок музея искусств «Истории тагильчан». Уже третий год музейщики знакомят горожан с профессиональными художниками и любителями, которые всю жизнь прожили в Нижнем Тагиле и воспевали его в своём творчестве.

«Иван Трофимович оставил современное художественное наследие. Хотя снимки были сделаны в 60-е, 70-е, 80-е годы, они по своим художественным свойствам очень современны. Аналоговая фотография по своей технологической сути совместно с талантом самого художника даёт уникальную ситуацию. Сейчас современные художники уходят в театрализованные формы, из фотографии исчезает жизнь, а здесь она есть, мы ей любуемся. В этих снимках мы видим остановленное мгновение, которое развивается дальше во времени», — заявила заместитель директора музея по основным видам деятельности и развитию Надежда Гундырева.

Выставка Ивана Коверды поделена на три зала: в одном показаны пейзажи тагильских окрестностей, во втором — портреты горожан, сделанные с 60-х по 80-е годы. В третьем зале воссоздан рабочий кабинет фотохудожника с оборудованием, реактивами, книгами, которые он собирал всю жизнь.

«Иван Трофимович всегда называл себя фотолюбителем, уж не знаю, с каких позиций он так скромничал, но здесь представлены исключительно профессиональные работы. Сейчас, сколько ни смотрю современных выставок и поскольку я сам знаком с технологией аналоговой фотографии, нигде не вижу подачи человека, репортажной съёмки такого класса. Пройдёт ещё много лет, а эти работы всегда будут актуальны, потому что они требуют осмысления», — рассказал о своём коллеге фотограф Тимофей Дубинин.

Иван Коверда, помимо творческой деятельности, серьёзно увлекался краеведением и историей фотографии. Именно он находил в архивах, в частных коллекциях снимки старого Тагила, которые сегодня находятся в открытом доступе. Работе, которая заняла большую часть жизни, посвящена книга «История фотографии в фотографии истории», написанная совместно с поэтом и другом фотографа Василием Овсепьяном. Издание иллюстрировано уникальными старыми фотографиями. Найти книгу, изданную тиражом в 50 экземпляров, можно в городских библиотеках.

«Человек ушёл, человека, вроде, нет, а всё, что он сделал взглядами, героями на снимках, смотрит на нас. Тут нет ни одного срежиссированного взгляда. Здесь портреты достойных людей: вот журналист и редактор журнала “Пульсар” Саша Максимчук. Вот Булат Окуджава на полуподпольной встрече в редакции “Тагильского рабочего”», — рассказал гостям Василий Овсепьян.

 

«Многие видят в моём отце в большей степени историка. А для меня он остаётся художником. Его фотографии актуальны сейчас, как были когда-то. Они трогают людей за душу, они могут дальше жить во времени и представлять моего отца как художника», заявила на открытии выставки дочь фотографа Ольга Гомонюк.

Выставка «Стоп-кадр» будет работать до 29 августа. Всё это время здесь будут проходить мастер-классы по аналоговой фотографии. А 25 июля состоится вечер памяти фотографа, которому в этом году исполнилось бы 80 лет.

Фото: Артём Тимашев