В Нижнем Тагиле петербургские артисты рассказали о мистике в жизни Николая II

В Нижнетагильской филармонии накануне прошёл единственный показ музыкально-исторического спектакля артистов из Санкт-Петербурга «Претерпевшие до конца». Спектакль режиссёра Ольги Маликовой посвящён семье последнего русского императора Николая II и судьбе России.

Премьера постановки состоялась 27 января 2017 года в Царском селе, где в 1917 году семья Николая II находилась под домашним арестом, а затем была отправлена Временным правительством на Урал. Название спектакля отсылает к евангельской фразе «Претерпевший до конца спасётся». А идея рассказать художественным языком историю последнего русского царя пришла Ольге Маликовой в церкви — у неё под ногами лежал акафист святым царственным страстотерпцам.

«Изначально у меня было много личных перекличек с этим событием, я видела знаки. Этот материал я выболела, выстрадала. Долгое время мы находились в забвении, информация о расстреле царской семьи, о событиях столетней давности преподносилась нам бегло, поверхностно, без осмысления. В какой-то момент правда стала раскрываться и пришло осознание. К сожалению, многие люди до сих пор продолжают находиться в забвении, поэтому мы своим творчеством решили вытащить эту информацию, дать зрителям эмоцию, правду, некие знания. Я убеждена, что мы приклеены к тому событию, которое произошло в Ипатьевском доме в ночь на 17 июля 1918 года. В ту ночь Россия потеряла то, что было нормой на протяжении многих веков. Произошёл крен страны в другую сторону. Поэтому это спектакль не только о Николае II, это спектакль о России», говорит режиссёр, автор сценария и исполнительница главной роли в спектакле Ольга Маликова.

Постановка «Претерпевшие до конца», по задумке режиссёра, состоит из 17 частей — драматических, хореографических и музыкальных номеров. Число 17, по мнению Ольги Маликовой, было для семьи Николая II мистическим. Сама императрица Александра Фёдоровна писала в дневниках, что это проклятое число. 17 октября 1888 года случилось крушение поезда, в котором тогдашний император Александр III подорвал здоровье. 17 декабря 1916 года был убит Григорий Распутин. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года сам Николай и его семья были расстреляны в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге. В 1917 году в стране произошла революция.

Сценарий Ольга Маликова писала на основе дневников Александры Фёдоровны и материалам следователя по особо важным делам Николая Соколова, расследовавшего дело об убийстве семьи Николая II. В постановке звучат реальные исторические факты и даты, показываются фотографии. Но подача исторического материала максимально актуализирована — артисты выходят на сцену в современной одежде и исполняют современные песни.

Всего в спектакле задействовано четыре артиста — вокалисты из Санкт-Петербурга, лауреаты всероссийских и международных конкурсов. На протяжении двух часов они исполняют современные и церковные песни, старые романсы, казачьи, народные и революционные композиции. Завершается спектакль песней Игоря Талькова «Россия». Большую часть вокальных партий вокалисты исполняют а-капелльно.

«У каждого участника спектакля есть свой голос. Каждая сцена как маленькая эпоха, маленькое событие. Вокальные номера перемежаются с драматическими. Получается так, что сюжетная линия с отсылками к историческим событиям тесно связана с музыкальными вставками. Именно музыка, как мне кажется, объединяет всю нашу историю, потому что в этих песнях весь генетический опыт русского народа. Эти песни необъяснимым образом близки и нам, и зрителям, даже если они не знакомы с этим материалом», говорит Пётр Захаров, музыкальный руководитель спектакля.

Спектакль «Претерпевшие до конца» был показан в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Пермском крае, а также в городах Финляндии и Италии. Перед Нижним Тагилом спектакль был показан жителям Тюмени. По словам артистов, в каждом городе они получали от зрителей благодарность и искренний отклик. Тагильчане, пришедшие на музыкальный спектакль, несколько минут аплодировали артистам стоя. 

«Спектакль задевает за живое, спасибо артистам! Но для меня это история не о России, а об Алекс (императрице Александре Фёдоровне. — Прим. авт.). В постановке очень хорошо показано её личное отношение к событиям, её переживания. А игра артистов очень хороша и пластика, и вокал», —​​​​​​​ говорит зрительница Людмила Егоровна.

Текст: Екатерина Баранова

Фото: Елена Рыбакова

Видео: YouTube TheGennnadiy