300 деревенских песен и съёмки для Первого канала. Как артисты ансамбля «Соловейка» воскрешают народную песню в мире смартфонов и соцсетей

300 деревенских песен и съёмки для Первого канала. Как артисты ансамбля «Соловейка» воскрешают народную песню в мире смартфонов и соцсетей

В воскресенье, 1 марта, в музее истории подносного промысла пройдёт традиционный праздник, посвящённый Масленице. Его гости отправятся в Нижний Тагил рубежа XIX и XX веков, узнают об обычаях народного праздника, будут водить хороводы, играть в русские игры. А помогут им в этом научные сотрудники музея и уникальный фольклорный ансамбль «Соловейка». Накануне этого события журналист «Афиши МС» Екатерина Баранова пообщалась с «Соловейками» о традициях, значении песни в жизни русского человека и съёмках в сериале Первого канала.

Фольклорный ансамбль «Соловейка» образовался в 1998 году. Изначально в него входили педагоги дополнительного образования ГДДЮТ. Поющих педагогов собрали вместе супруги Андрей и Марина Гагарины. Первоначальная цель — создание номера для областного конкурса специалистов образования «Грани таланта». Но одним выступлением на конкурсе совместная творческая работа не закончилась.

Первым руководителем коллектива стал талантливый артист, народный исполнитель Андрей Гагарин. Он родился в селе Большая Коча, которое считается центром коми-пермяцкой культуры, и с детства слушал, как поют деревенские жители. В конце 1990-х вместе с супругой Мариной Андрей Гагарин переехал в Нижний Тагил и создал свой фольклорный коллектив. В 2006 году Андрея не стало.

«Это был уникальный человек, человек невероятной энергии. С ним весь город мог запеть. Он притягивал своей харизмой. Это был настоящий артист, к которому тянулись все. Он деревенский певец, учился петь у бабушки. Для него такое пение было естественным, истинным, и это чувствовалось. Для традиционной культуры своего родного села и Нижнего Таила он сделал очень многое», говорит вдова Андрея Гагарина руководитель фольклорного ансамбля «Соловейка» Марина Гагарина.

Сейчас в ансамбле пять исполнительниц и один баянист Виктор Петрович Попов, который и поёт, и аранжировки делает. Все они педагоги с музыкальным образованием. Шутят про себя — испорченные образованием.

«Я училась на отделении народных инструментов музыкального училища. Играла на балалайке, гитаре, баяне, аккордеоне. Но что удивительно, мы вообще не пели. А как можно изучать народные инструменты и не петь? Ведь 90 процентов выпускников нашего отделения приходят в хоры аккомпаниаторами, а сами не знают ничего. Я вообще не догадывалась, что у меня есть голос. Когда у нас появился этот сборчик по поводу конкурса “Грани таланта” и я попробовала петь, мне так понравилось!»  рассказывает Юлия Степура.

Светлана Валиулина поёт с «Соловейками» с 2009 года. Женщина переехала в Нижний Тагил из Верхнего, отучилась в колледже искусств на отделении фортепиано. Затем училась в Челябинской государственной академии культуры и искусств на кафедре народного пения. Вместе с Юлией Степурой Светлана организовала для воспитанников ГДДЮТ фольклорный ансамбль «Василинка».

«Я закончила класс фортепиано, после чего моя педагог сказала, что мне надо обязательно петь, причём частушки. Видимо, сказалась моя русская харизма,  шутит Светлана. Училась я в Челябинске заочно, поэтому дома нужно было практиковаться петь. Так я узнала о “Соловейках”.  Сначала ходила на репетиции, просто слушала, потому что рот открывать страшно было вообще. Народное пение это не так просто. Нас учили этому шесть лет в институте. Классическую, эстрадную манеру пения сломать в себе сложно, некоторым это не удаётся. В итоге я пришла к тому, что фольклор это естественное, а народный хор с кокошниками это сделанное, искусственное».

Марина Гагарина и Наталья Расторгуева тоже пианистки, которые ушли от классической музыки в сторону народной. Обе женщины сегодня передают знания и любовь к народному творчеству своим ученикам.

 «Я с народной музыкой вообще никогда не пересекалась. Пришла послушать ансамбль, сижу, ничего не понимаю. Чтобы понять, в чём тут дело, пришлось несколько раз сходить. Музыкальным образованием я была испорчена наглухо. Благодаря “Соловейкам” я открывала для себя музыку заново, это правда», признаётся Наталья Расторгуева.

На счету у «Соловеек» десятки концертов, интересных фольклорных программ и даже участие в съёмках большого телесериала производства Первого канала. В 2016 году тагильский ансамбль принял участие в съёмках 16-серийной саги о деревенской семье «Отчий берег». В фильме сыграли Алексей Кравченко, Светлана Колпакова, Мария Смольникова и Ольга Лапшина, которая и пригласила тагильчан в сериал.

Четыре участника коллектива отправились в посёлок Кусье-Александровский Пермского края. Задачей «Соловеек» было воссоздание свадебного и похоронного обрядов по русским традициям. В конце второго съёмочного дня к певицам из Нижнего Тагила подошёл артист Алексей Кравченко и похвалил за прекрасную работу. Эту похвалу исполнительницы до сих пор вспоминают с большой теплотой.

Как объясняют «Соловейки», песня в русской традиции имела большое значение. С песней женились, хоронили, садили урожай, готовили обед. Именно об этих песенных традициях артисты рассказывают слушателям. На такие интересные музыкально-исторические встречи всегда приходит много гостей, семьи с детьми.

«Хочется вернуть певческую культуру. Людям за столом сегодня не о чем петь, у них нет общих песен. А ведь ещё 20 лет назад люди собирались за столом и обязательно пели. В том числе хорошие советские песни, которые мелодичные, душевные, которые, как и народные, про жизнь. Пение это общение, и сейчас его не существует. Именно желание петь и пробуждает в людях наш коллектив», говорят «Соловейки».

С 2002 года ансамбль «живёт» в составе Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» и сегодня очень востребован в этнографических проектах музейщиков. Артисты выступают на тематических театрализованных представлениях, посвящённых Рождеству, Святкам, Масленице, и на ежемесячных занятиях «Семейного клуба». Обязательным атрибутом таких встреч является не только песня, но и традиционные костюмы, которые артисты шьют самостоятельно. А для этого нужно детально изучить историю русского костюма.

Сегодня, по подсчётам артистов, в их репертуаре около 300 традиционных народных песен жителей Свердловской области, Приуралья, Пермского края и других регионов России. Весомую часть песенного материала руководитель коллектива Марина Гагарина и её коллеги собирали во время экспедиций в Висим, Усть-Утку, сёла Петрокаменское и Нижние Таволги. Часть песен из фондов Центра традиционной народной культуры Среднего Урала и записей частных коллекций участников ансамбля.

«В Советском Союзе всё русское решили отменить, забыть, потому что строилось новое советское государство. Мы, дети 70-х, вообще не слышали о национальном, о корнях. Музыкальная школа учила Баху, Бетховену, дети пели в походах пионерские песни. 85-й год положил начало фольклорному движению в стране, в городах открывались кабинеты народной музыки. Мы, студенты УрГУ, ездили по деревням, записывали песни, истории от местных жителей. Мы начали изучать собственную культуру и поняли, какая в ней глубина. Классические музыканты пренебрежительно относятся к фольклору даже сегодня, хотя уже давно доказано, что это настолько сложная сфера… Прочитать ноты русских песен не каждый академический музыкант сможет! А ведь их пели наши бабушки, у которых не было вообще никакого образования», размышляет Марина Гагарина.

Послушать самобытный ансамбль, которым может похвастаться далеко не каждый город России, можно в это воскресенье. 1 марта в 14:00 в музее истории подносного промысла состоится театрализованное представление с участием «Соловеек» «Как на масленой неделе».