«Он был как гора: могуч и полон самоцветных идей». Друзья и коллеги вспоминают тагильского актёра Фёдора Пономарёва

«Он был как гора: могуч и полон самоцветных идей». Друзья и коллеги вспоминают тагильского актёра Фёдора Пономарёва

В начале года, 2 января, под Екатеринбургом трагически погиб актёр, поэт, театральный и общественный деятель Фёдор Пономарёв. Сегодня Афиша МС по просьбе друзей и коллег Фёдора публикует текст о его достижениях, ярких спектаклях и акциях.

Творческой карьере Фёдора Пономарёва около 15 лет. За это время он создал детский гастрольный театр «Явь», совместно с супругой-режиссёром и друзьями поставил десятки спектаклей на экологические и краеведческие темы, снимал фильмы и писал сценарии. Многим тагильчанам Фёдор запомнился необычными арт-проектами. Например, из последних — «Звезда Героя», когда горожан привлекли к созданию на Лисьей горе пятиметровой звезды из гвоздик в честь Дня Победы. Кто-то вспомнит его шуточные шествия, кто-то — акции на злобу дня, кто-то — выставки в Доме художника с блинами снаружи и космическими картинами внутри. 

Вся его жизнь игра

Одним из первых проектов, которым Фёдор Пономарёв заявил о себе в Нижнем Тагиле, стала творческая группа «Игра в…». Сложилась она стихийно. Летом 2004 года молодые тагильские актёры, музыканты и художники ставили пьесу «Владимир Маяковский» одноимённого автора. Более подходящего кандидата на роль главного героя было трудно представить: Фёдор походил на молодого Маяковского даже чертами лица.

Коллектив, сплотившийся за время репетиций, назвал себя «Игра в…». Первые три года играли в основном на улицах города: устраивали представления, шествия, концерты. Но уже в 2007 году один из проектов — постановка «Богатырская тропа» — превратился в целую серию событий: спектаклей стало несколько, к ним добавился квест для школьников, а бывший кинотеатр «Мир» силами группы преобразился в театральное пространство со сценой, кулисами и бутафорским цехом.

Детский театр, фильмы и краеведение

С годами творческий список Фёдора пополнился и другими проектами. Он ставил детские спектакли, с которыми объездил всю Свердловскую область, бывал на гастролях в Перми, Омске, Югорске. Постепенно всё отчётливей становилась их образовательная направленность. Фёдор неустанно выдумывал и с удовольствием играл разных героев, вместе с которыми дети отправлялись в космические путешествия, в дальнее (и даже в подводное) плавание — одним словом, исследовали мир.

На его творческой кухне всегда много внимания уделяли той части мира, где эта кухня находилась — Тагилу и, шире, Уралу. Со временем это дало вдохновение для отдельного проекта под названием «Легендарный край». В детском театре он проявился как серия спектаклей «Дневник следопыта». Их главный герой, Волшебник, выдумал персонажа Следопыта, мальчишку лет восьми, за путешествиями которого внимательно следил вместе с юными зрителями. С помощью инкрустированного в театральное действо фильма (специально снятого!) у детей получалось забраться на заснеженные Уральские горы, а ещё спуститься в шахту, добыть там руду, выплавить металл, а из него отлить сказочный колокольчик. Главное — приключения и волшебство! Последнее вообще вокруг, если приглядеться… Вот так, наверное, можно сформулировать одно из главных оснований творческого метода Фёдора.

Во всех начинаниях Фёдору помогала жена Екатерина Пономарёва, которая была его дому опорой и украшением. Теперь ей, профессиональному режиссёру, этот дом-театр пришлось возглавить, а главной подмогой для неё стал старший из четырёх детей Кирилл.

Егор Краев, актёр театра кукол (Брянск):

 «Новые идеи посещали Фёдора постоянно, он делился ими со всеми и тем самым вёл беседу с собой. Из этого гейзера мыслей каждый выхватывал то, что ему интересно, понятно и нужно. Любимый им (и им же для нас открытый) писатель Михаил Осоргин говорил, что "писатель должен растворить себя в чернильнице". Вот и Фёдор растворил себя, только во всех нас, кто был готов и рад открывать вместе с ним многообразие мира».

 

Александр Бабин, искусствовед (Москва):

 «Я бы сравнил Фёдора Сергеевича с тем, что на латыни называется Axis Mundi — "мировая ось". За 13 лет нашей дружбы я видел, как вокруг него, его семьи и гостеприимной кухни сложился целый мир, где встречались, беседовали, творили и становились друзьями настолько разные люди, что сложно вообразить, где ещё они могли бы сойтись. Такую ось в культурах часто представляют как мировую гору. Он и сам был как гора — могуч и полон самоцветных идей».

 

Сергей Кузнецов, актёр театра «Явь» (Нижний Тагил):

 «Он всегда хотел изменить общество в лучшую сторону. Для этого он создал свой детский театр. С помощью искусства он надеялся воспитать у детей лучшие человеческие качества. Это ощущается во всех спектаклях, которые он создавал. Подмостки стали его трибуной и даже, наверное, кафедрой. В спектаклях, которые мы продолжаем показывать, до сих пор живы его интонации; кажется, что его голос говорит через нас».

 

Вячеслав Ямбор, актёр театр и кино (Москва):

 «Хочу говорить не о нём, а ему — громко, вызывающе, с протестом, с надеждой. Я не хочу помнить, что было до тебя. Я помню, как мы сидим на горе в Тагиле и поём всё, что нам хочется. Как ночью играем в футбол на стадионе "Динамо" и тут же читаем стихи — друг другу, наперебой! Вот это! Я всегда с тобой!»

 

Вячеслав Печняк, этнолог, научный сотрудник Центра народной традиционной культуры Среднего Урала (Екатеринбург):

 «Фёдор предстал передо мной смелым, даже отчаянным, готовым устремиться в неизведанное. В то же время он примерный семьянин, многодетный отец, руководитель большого коллектива и личность, на которую сразу хотелось равняться. Он умел завладевать вниманием, проникнуть в суть собеседника, подать достойный пример. Фёдор — это беседы под звёздным небом на краю земли о мироустройстве, человеке и человечестве…»

 

Никита Краев, актёр театра кукол, и Светлана Краева, художник (Нижний Тагил):

 «Сейчас он не с нами, но в нас, наш родной человек, который объединял разных, был сильным и стойким, понимал и выправлял людей, создавал и приумножал красивое, мудрое и волшебное. Его огненная готовность действовать — только ради добра, только во благо — сочеталась со способностью очень тонко чувствовать всё и всех».

Осенью 2015 года Марина Говзман, журналист из Екатеринбурга, приехала в Тагил, оказалась в гостях у Фёдора и написала об этом для проекта «Невидимые города». Получился очень поэтичный текст, который многое объяснит тем, кто не был знаком с творчеством талантливого актёра, поэта и просто хорошего человека Фёдора Пономарёва.

Фото: из архива друзей Фёдора