Главное, не жалейте инвалидов. Незрячий искусствовед рассказал тагильским музейщикам, как работать с особыми посетителями

В Нижнетагильском музее изобразительных искусств побывал известный уральский искусствовед Алексей Филатов. На протяжении последних двух лет он ездит по городам области с лекциями, на которых рассказывает о том, как знакомить незрячих людей с изобразительным искусством.

«Что делать слепому человеку в музее? Картину увидеть нельзя, правда? Не все художники пишут пастозно это когда масло накладывается широкими мазками. Но даже если вы потрогаете мазок, вы не поймёте, какого он цвета, начал свою лекцию Алексей Филатов. Я знаю, что есть искусствоведы, которые уверены, что слепому человеку нечего делать в музее. Пусть он ходит в специализированный центр и трогает там рельефные макеты копий произведений искусства.  Но в ответ на это можно сказать, что не за чем ходить в театр оперы и балеты, можно ведь балет посмотреть с монитора компьютера, а оперу послушать в наушниках. Дело в том, что, когда вы идёте в театр, в музей, вы попадаете в определённую атмосферу. Вы ходите по паркету, и он скрипит, вы ходите в окружении зрителей, которые о чём-то перешёптываются, дают комментарии об экспонатах, вы чувствуете запах масляной живописи, рам».

Сам Алексей Филатов семь лет назад полностью ослеп из-за серьёзных осложнений после гриппа. Ему заново пришлось учиться ходить, жить. Шрифт Брайля он так и не освоил, поэтому шутит, что в среде слепых считается необразованным, ведь ни писать, ни читать он не может. Несмотря на слепоту, привычки много читать и постоянно саморазвиваться остались. Алексей Филатов не бросил работу, продолжил учить студентов-искусствоведов. Ему было важно понять, как рассказывать о произведениях искусства людям, которые слепые от рождения. Ведь они имеют представление только о бытовых предметах и явлениях. Понять, что такое звёздное небо, им не под силу.

Послушать необычного лектора в музей искусств пришли сотрудники музеев, Центральной городской библиотеки и представители Всероссийского общества слепых. По мнению Алексея Филатова, экскурсовод должен не просто рассказать незрячим гостям о художнике и его картине. Он должен дать человеку эмоцию, ведь она есть у каждого произведения искусства. Филатов посоветовал музейщикам и педагогам при работе с незрячими говорить простым языком, не бояться шутить и ни в коем случае не жалеть своих необычных посетителей:

«Вопрос ведь в том, с какой стороны ты смотришь на свою жизнь. Можно быть абсолютно здоровым, с руками, с ногами, с головой, и утонуть в слезах всю жизнь ныть. А можно быть инвалидом и на коляске прыгать с парашютом. Прошу вас, не жалейте инвалидов».

Главным объектом лекции Филатова стала картина «Допрос коммунистов» Бориса Иогансона из коллекции музея. В своём рассказе об этом полотне искусствовед вывел аудиторию на философские рассуждения о судьбе и истории России. Зашёл разговор и о современном искусстве, которое, по мнению лектора, часто не имеет под собой никакой эстетической составляющей, а создаётся только для зарабатывания денег и шокирования публики.

Сам Алексей Филатов тоже пишет картины. За проект «Живопись слепых» он получил премию «Филантроп», которая вручается за вклад инвалидов в искусство и культуру.

«Участники проекта наливали акриловую краску на полотно. Когда акрил застывает, он становится объёмным и доступным для слепых. Я уверен, что если делать что-то с душой, даже такую абстракцию, которая не изобразительна, а выразительна, то это достойно. Прелесть современного искусства в том, что оно приобщает людей к творчеству. Но это должно быть конструктивно. Когда искусство деструктивно, оно забудется, оно уйдёт», уверен искусствовед.  

Работать с душой, гореть своим любимым делом Алексей Филатов посоветовал и собравшимся на лекцию гостям.