В Нижнетагильском музее изобразительных искусств побывал известный уральский искусствовед Алексей Филатов. На протяжении последних двух лет он ездит по городам области с лекциями, на которых рассказывает о том, как знакомить незрячих людей с изобразительным искусством.
«Что делать слепому человеку в музее? Картину увидеть нельзя, правда? Не все художники пишут пастозно — это когда масло накладывается широкими мазками. Но даже если вы потрогаете мазок, вы не поймёте, какого он цвета, — начал свою лекцию Алексей Филатов. — Я знаю, что есть искусствоведы, которые уверены, что слепому человеку нечего делать в музее. Пусть он ходит в специализированный центр и трогает там рельефные макеты копий произведений искусства. Но в ответ на это можно сказать, что не за чем ходить в театр оперы и балеты, можно ведь балет посмотреть с монитора компьютера, а оперу послушать в наушниках. Дело в том, что, когда вы идёте в театр, в музей, вы попадаете в определённую атмосферу. Вы ходите по паркету, и он скрипит, вы ходите в окружении зрителей, которые о чём-то перешёптываются, дают комментарии об экспонатах, вы чувствуете запах масляной живописи, рам».
Сам Алексей Филатов семь лет назад полностью ослеп из-за серьёзных осложнений после гриппа. Ему заново пришлось учиться ходить, жить. Шрифт Брайля он так и не освоил, поэтому шутит, что в среде слепых считается необразованным, ведь ни писать, ни читать он не может. Несмотря на слепоту, привычки много читать и постоянно саморазвиваться остались. Алексей Филатов не бросил работу, продолжил учить студентов-искусствоведов. Ему было важно понять, как рассказывать о произведениях искусства людям, которые слепые от рождения. Ведь они имеют представление только о бытовых предметах и явлениях. Понять, что такое звёздное небо, им не под силу.
Послушать необычного лектора в музей искусств пришли сотрудники музеев, Центральной городской библиотеки и представители Всероссийского общества слепых. По мнению Алексея Филатова, экскурсовод должен не просто рассказать незрячим гостям о художнике и его картине. Он должен дать человеку эмоцию, ведь она есть у каждого произведения искусства. Филатов посоветовал музейщикам и педагогам при работе с незрячими говорить простым языком, не бояться шутить и ни в коем случае не жалеть своих необычных посетителей:
«Вопрос ведь в том, с какой стороны ты смотришь на свою жизнь. Можно быть абсолютно здоровым, с руками, с ногами, с головой, и утонуть в слезах — всю жизнь ныть. А можно быть инвалидом и на коляске прыгать с парашютом. Прошу вас, не жалейте инвалидов».
Главным объектом лекции Филатова стала картина «Допрос коммунистов» Бориса Иогансона из коллекции музея. В своём рассказе об этом полотне искусствовед вывел аудиторию на философские рассуждения о судьбе и истории России. Зашёл разговор и о современном искусстве, которое, по мнению лектора, часто не имеет под собой никакой эстетической составляющей, а создаётся только для зарабатывания денег и шокирования публики.
Сам Алексей Филатов тоже пишет картины. За проект «Живопись слепых» он получил премию «Филантроп», которая вручается за вклад инвалидов в искусство и культуру.
«Участники проекта наливали акриловую краску на полотно. Когда акрил застывает, он становится объёмным и доступным для слепых. Я уверен, что если делать что-то с душой, даже такую абстракцию, которая не изобразительна, а выразительна, то это достойно. Прелесть современного искусства в том, что оно приобщает людей к творчеству. Но это должно быть конструктивно. Когда искусство деструктивно, оно забудется, оно уйдёт», — уверен искусствовед.
Работать с душой, гореть своим любимым делом Алексей Филатов посоветовал и собравшимся на лекцию гостям.