История одной коллекции: как тагильский реставратор спасла пострадавший в пожаре портрет Евдокии Анненковой

В год 75-летия музея изобразительных искусств Нижнего Тагила «Афиша МС» запускает серию текстов о музейной коллекции. В рамках проекта «История одной коллекции» мы расскажем о том, какие шедевры хранятся в запасниках музея, кто отвечает за их сохранность, как новые картины попадают в музей и что с ними происходит перед этим. Первым «героем» нашего проекта стал портрет Евдокии Анненковой, который серьёзно пострадал при пожаре.

Не так давно Нижнетагильский музей изобразительных искусств получил на хранение три новых картины неизвестных художников: портреты Фридриха Великого, Екатерины II и Евдокии Анненковой. Последний стал жертвой пожара в июле 2010 года во Всероссийском художественном научно‑реставрационном центре им. И. Э. Грабаря (ВХНРЦ). О том, как удалось спасти пережившее серьёзный катаклизм полотно, «Афише МС» рассказала реставратор Антонина Наседкина.

Портрет Евдокии Аннековой неизвестного художника относят к середине — третьей четверти XIX века. Анненкова была женой сына воспитателя императора Александра II Карла Мердера, Петра Мердера. Музейщики говорят, что этот портрет является копией с работы Ивана Макарова, хранящейся в Государственном историческом музее. Правда, у Макарова Евдокия Анненкова сидит в окружении цветов, в руках — роза, «тагильский» же портрет выглядит менее романтично, а на заднем фоне заметны очертания массивного тёмного стула.

Огонь не затронул картину, но она серьёзно пострадала при тушении — всё полотно было залито пожарной пеной. Восстановлением произведения в центре Грабаря в Москве под надзором художественного совета занималась реставратор первой категории Антонина Наседкина. Каждый день по восемь часов на протяжении двух месяцев сантиметр за сантиметром она приводила в порядок изображение красивой женщины.  

«Работала с энтузиазмом, как в молодости. Появился азарт, хотелось сделать больше, вспоминает заведующая реставрационным отделом Нижнетагильского музея искусств Антонина Наседкина. Полотно было разъедено, всё было в пузырях, лак разложился, холст был мокрый. Картину пришлось раздублировать снять изображение со старого холста и перенести на новый. Первую помощь картине оказали сразу после пожара. Чтобы прекратить процесс разложения, её обработали специальными растворами и закрыли в герметичный ящик».

Работа реставратора живописи очень ответственная и скрупулёзная. По словам Антонины Наседкиной, профессия требует концентрации внимания и аккуратности. Во многом она схожа с работой врача, главный постулат которого — не навреди.  На первом этапе нужно подробно изучить произведение искусства, взять пробы грунта, чтобы понять, как работать с ним, какие составы и инструменты подобрать.

Антонина Наседкина, реставратор первой категории 

Во время работы с портретом Евдокии Анненковой реставратор обнаружила надпись на авторском холсте.  Поэтому, когда полотно будет готово к экспонированию, искусствоведы тагильского музея займутся его подробным изучением. Не исключено, что Нижний Тагил ждёт новое искусствоведческое открытие.

До поступления в Нижнетагильский музей изобразительных искусств портрет Евдокии Анненковой, как и портреты Екатерины II и Фридриха Великого неустановленных авторов, находился в специальном фонде ВХНРЦ. Новые произведения тагильчанам обещают показать в этом году на выставке, посвящённой 75-летнему юбилею музея.

Текст: Екатерина Баранова

Фото: «Афиша МС», artsait.ru