Изолированные в Тагиле. Искусствовед музея искусств Надежда Гундырева — о самодисциплине на удалёнке

Изолированные в Тагиле. Искусствовед музея искусств Надежда Гундырева — о самодисциплине на удалёнке

«Афиша МС» продолжает интервьюировать тагильчан творческих профессий о жизни в самоизоляции. Сегодня своими лайфхаками о том, как не лениться на удалёнке, делится замдиректора по основной деятельности и развитию Нижнетагильского музея изобразительных искусств Надежда Гундырева.

О музее в онлайне

Для сотрудников музея нормально работать дома после завершения рабочего дня и в выходные. Кардинальной перемены нет, единственное — мы всё время трудимся, но теперь не в музее, а дома. Сейчас, например, готовим программу «Ночь музеев». Сотрудники записывают лекции, мастер-классы, затем отправляют техническому специалисту, он монтирует видео. Мы считаем нормальным, что видео снимается дома, на обычную камеру смартфона, — в этом даже есть особый стиль, всем интересно. Мы каждый день общаемся в мессенджерах, но, конечно, очень хочется живого общения с коллегами.

Вообще, сотрудники музея как-то быстро перестроились на виртуальную форму работы. За время карантина, а мы с 19 марта закрыты для посетителей, музеем создано 40 различных видеороликов. Часть из них ещё монтируется, а часть уже посмотрели пользователи соцсетей. Отзывы хорошие.

Нам важно держать контакт со зрителями. То, что у нас появились виртуальные формы взаимодействия, замечательно. Думаем, что это и новые возможности, и новая страница в истории развития музея. После самоизоляции продолжим этот опыт, уже меняем концепцию музея по работе в виртуальном пространстве. Но мы очень скучаем по зрителям. Жаль, что созданные выставочные проекты зрители не видят вживую, не могут в полной мере окунуться в образы и истории произведений из нашей коллекции.

О самоорганизации

Чем хорошо на удалёнке: ты поработал какое-то время и отвлёкся на домашние дела, затем вернулся к работе снова. Правда, получается совершенно ненормированный рабочий день, поэтому для меня очень важны самоорганизация и внутренняя дисциплина. Этому я учу и свою дочь: утром встал, проделал все ритуалы, которые проделываешь в будний день. Иначе лень одолеет, трудиться будет сложно. Так что никакой пижамы, мы работаем в обычной одежде. Так дома создаётся рабочая атмосфера.

Гуляем мы нечасто, разве что до соседнего магазина, по выходным ездим в сад. Всякие активности делаем дома: всей семьёй делаем зарядку, занимаемся дыхательной гимнастикой, которая позволяет настроиться на продуктивную работу.

О дистанционном обучении

Дочь Настя учится в 4-м классе 86-й гимназии. Гимназия отлично справилась с дистанционным обучением: с детьми проводят уроки в Zoom. Вначале было очень волнительно, но благо, что по роду моей деятельности у нас дома есть хорошая техника, поэтому не возникло никаких технических проблем. И дочь самостоятельно тоже неплохо работает на компьютере.

Когда у Насти начинаются дистанционные уроки, все домашние сидят тихо, не шумят и ждут, когда закончится учебный день.

С одной стороны, вроде бы хорошо, что детки под контролем родителей учатся, выполняют задания более старательно. Но по истечении месяца я вижу, что ребёнку очень хочется быть на улице, бегать, прыгать, общаться со сверстниками и учителями вживую. Это очень важно, потому что не может сформироваться активная личность, если не будет прямого общения. Это я говорю для тех, кто мечтает «посадить» всех детей на дистанционку и лишить их социального развития. Такое коммуникативное затворничество детьми трудно переживается.

У меня Настюшка очень страдает, что не может видеться с друзьями, не может находиться в привычном кругу. Хотя у нас дома есть кот Семён Семёныч, на котором сейчас все отыгрываются, которого уже «угладили».

О бессмысленности новостей

Вдруг после просмотра энного количества телевизионных программ я почувствовала, что мне хочется ещё больше читать. Хотя и по долгу службы, и по воле личности сотрудники музея всегда много читают, на просмотр телевизионных программ времени не остаётся. Так вот, сидя дома, я задалась вопросом: зачем мне это видеть, зачем мне эта информация?

Я не говорю о тех программах и фильмах, которые заставляют размышлять, познавать, по-настоящему сопереживать, критически относиться к окружающей тебя действительности. Но это крупицы в потоке бесконечного информационного шума. Недавно прочитала, что глаза должны быть чистыми (конечно, не в физическом смысле, а в смысле отбора информации), потому что всё, что ты видишь, проникает в твою душу. Считаю, что сейчас, как никогда, нужно ограничивать себя в потоке ненужной и сомнительной, а иногда и провокационной информации.

О семье

Мои домашние дома — это прекрасно. В обычное время мы же с домочадцами не столь активно взаимодействуем, работа отнимает очень много времени, а теперь приходится ежесекундно находиться вместе. Я с приятным удивлением вижу, что мой ребёнок — почти подросток старается вести себя деликатно, сохранять мир, лад, взаимопонимание в семье.

Сейчас отчётливо понимается, как много даёт семья. И это не банальность. Самоизоляция многим дала понять, что семья — это силы, позитив, столько большого, крепкого, настоящего, отчего и жизнь видится настоящей, и вдохновляешься на дела.

На самоизоляции удивительным образом появилось время для кулинарных шедевров из того, что есть в холодильнике, и шитья. Конечно, дистанционная работа — это совершенно другая форма жизни…

Хочу пожелать всем здоровья и (по возможности и по ситуации) встреч в нашем музее!