Изолированные в Тагиле. Пианистка Нижнетагильской филармонии рассказала, как совмещает роль преподавателя для своих студентов и детей-школьников

Изолированные в Тагиле. Пианистка Нижнетагильской филармонии рассказала, как совмещает роль преподавателя для своих студентов и детей-школьников

В разгар пандемии коронавируса «Афиша МС» запускает серию интервью, в которых тагильчане творческих профессий будут рассказывать о том, как они проводят самоизоляцию, как пересмотрели свои взгляды на жизнь и по чему скучают больше всего. Первой о жизни в самоизоляции рассказала пианистка оркестра «Демидов-камерата» Нижнетагильской филармонии, композитор и педагог Ольга Дудина-Киселёва.

Ольга Дудина-Киселёва преподаёт в Нижнетагильском колледже искусств, работает в филармонии, а ещё пишет музыку. Тагильская пианистка является членом союзов композиторов Свердловской области и России, в театрах разных городов можно увидеть спектакли, для которых она написала музыку. Например, маленькие тагильские зрители могли слышать музыку Ольги Дудиной-Киселёвой в таких спектаклях Нижнетагильского театра кукол, как «Приключения медвежонка Умки», «Коза-дереза», «Маша и Миша». А ещё Ольга воспитывает двух сыновей. Старший учится в 6-м классе, младший — первоклассник.

О пандемии  

У меня сестра — медик, потому все вопросы, касающиеся коронавируса, задаём ей. Мои сыновья понимают, почему мы сидим дома. Стараюсь не рассказывать им про страшилки из СМИ, даю более объективную информацию о том, что есть вирус и что временно не надо контактировать с другими людьми. Дети уже с удивлением признаются, что соскучились по школе, по своим учителям, одноклассникам. Младший очень скучает по продлёнке.

Мне кажется, мы всей ситуации не знаем до конца. Жалко бизнес. Для малого бизнеса это вообще очень страшная ситуация. Но всё же самоизолироваться ненадолго надо, ведь если будет много заболевших, то медучреждения не справятся с большим потоком пациентов.

О дистанционном обучении

Моему первокласснику учиться проще. Ему дают задания, мы с ним занимаемся самостоятельно. Иногда что-то смотрим на электронных платформах. Старший практически полдня проводит за компьютером. Поэтому сыновья днём находятся в разных комнатах, чтобы не мешать друг другу. С одной стороны, кажется, что было бы легче, если бы детей отпустили на каникулы. С другой — есть определённая школьная программа, и я понимаю преподавателей, которые должны какой-то минимум материала дать. Мы в целом справляемся. Не могу сказать, что это настолько невыносимо, что хочется в окно выпрыгнуть. Нет, учиться сейчас сложно, но можно.

Дистанционное обучение многие ругают, но мне кажется, что это полезный опыт в целом для нашей системы образования. В дальнейшем это поможет наладить работу дистанционных платформ для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Полезен такой формат будет и для талантливых музыкантов, которые ездят на гастроли и не могут посещать каждую лекцию. Для них онлайн-обучение будет выходом.

Педагоги нашего колледжа тоже работают со студентами дистанционно. Я занимаюсь с ребятами удалённо. Скидываю лекции в соцсетях, мессенджерах, общаюсь с ними по видеосвязи, провожу индивидуальные консультации. Студентам сложно заниматься дома: домашняя обстановка не настраивает на рабочий лад.

Я ведь и сама сейчас учусь на последнем курсе юрфака УрГЭУ. Три года назад пошла в магазин и поступила в университет! Дело в том, что в школе я мечтала стать композитором или адвокатом, но музыка перевесила. И вот три года назад мне снова захотелось добиваться справедливости. Я учусь заочно, уже пишу отчёт по практике. Со своим руководителем общаюсь онлайн. Пока не успеваю готовиться в ГОСам и очень переживаю по этому поводу. Вся надежда на майские праздники.

О репетициях в «панельке»

У меня ощущение, что нагрузки стало больше: мы постоянно работаем. Утром встаём, и сразу же начинаются какие-то дела. Мы с детьми пытаемся сохранить режим дня, несмотря на дистанционный формат работы и учёбы. Днём я консультирую своих студентов, потом занимаюсь домашними делами, во второй половине дня сажусь заниматься с младшим, а уже поздним вечером перехожу к своим проектам.

Репетирую вечером. У меня синтезатор, поэтому спасают наушники. Но акустически лучше себя слушать со стороны, поэтому чаще я всё-таки стараюсь играть без наушников. Живём мы в обычном панельном доме, слышимость очень хорошая, а наши соседи классическую музыку не любят — сразу начинают по батареям стучать. Я обычно в таких случаях начинаю играть что-нибудь известное, кавер на какую-нибудь популярную песню. Один раз «Хаву нагилу» сыграла, им, кажется, понравилось, моментально перестали по батарее барабанить.

Музыкант не может без репетиций, это очевидные вещи. Ведь музыкант — это не профессия, а образ жизни, ты не можешь быть музыкантом по графику 5/2. Я пришла домой — я уже не музыкант. Так не бывает! Ты всё время что-то слушаешь, ищешь, приходят какие-то новые идеи аранжировок. Музыкант — это профессия, которая требует постоянного развития. Я это говорю своим студентам. Да думаю, в любой профессии так. Невозможно стоять на месте, будь ты журналист, парикмахер, повар…

Об экономии

Если говорить о каких-то бытовых вещах, мы реже выходим на улицу и обязательно надеваем маски, перчатки. Гуляем с детьми только в безлюдных местах, потому что воздухом дышать тоже нужно. В магазин хожу только я. Когда возвращаюсь, мою все покупки — уж не знаю, спасёт ли это от коронавируса, но в качестве профилактики лишним не будет.

Вообще мы стали меньше покупать продуктов. Сейчас стало понятно, в чём себе можно отказать и без чего можно прожить. Композиторам авторские гонорары не перечисляются, если спектакли на сцене не идут. Зарплата музыканта тоже напрямую зависит от концертов. Так что в этом плане в семейном бюджете будет минус. Педагогам пока, слава богу, зарплату сохраняют в полном объёме. Сегодня уже нельзя жить одним днём — ситуация показывает, что надо планировать на перспективу.

Мне кажется, в этом плане ситуация учит нас другим ценностям. Сейчас можно пересмотреть свои траты, свой режим дня, свои привычки, глобальные взгляды на жизнь. А когда больше времени проводишь с детьми, начинаешь видеть какие-то пробелы в знаниях: что-то не умеет ребёнок, с чем-то ему нужно помочь.

О творчестве

Свободного времени у меня немного, но когда оно есть, мы с детьми смотрим фильмы. Пазлы вот ещё собираем — детям когда-то подарили большие наборы, и руки всё не доходили до них. А уж сейчас пришло их время! Я вернулась к своему хобби — вышиваю картины. Ещё начала изучать видеомонтаж. С коллегой по оркестру, первой скрипкой Татьяной Рожневой, записали несколько роликов. Их уже опубликовали в соцсетях филармонии, вроде бы получилось неплохо, людям результат понравился.

Я думаю, что сейчас, в условиях самоизоляции, мы увидим много творческих домашних проектов, концертов родителей и детей. Все пытаются найти, как передать какие-то эмоции людям, это очень интересно. Мне вообще кажется, что каждый человек — творческий. Я говорю про это своим детям, своим студентам. Любой человек талантлив, и в любой профессии есть творчество: неважно, продавец ты или парикмахер. Люди творческие мыслят нестандартно, они видят больше. Это думающие люди, которыми сложнее управлять, потому что они во всём всегда сомневаются, задают вопросы и ищут ответы. Замечательно, что все они наши граждане, ведь богатство России, помимо ресурсов и фондов, — это её люди.