«Круто, когда ребёнку дают высказаться». В Молодёжном театре Нижнего Тагила прошла драматургическая лаборатория для подростков

«Круто, когда ребёнку дают высказаться». В Молодёжном театре Нижнего Тагила прошла драматургическая лаборатория для подростков

Накануне в Новом Молодёжном театре состоялись показы четырёх эскизов спектаклей, созданных по пьесам, которые написали тагильские дети. В течение недели шесть воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних № 5 работали над созданием мини-спектаклей с профессиональными драматургами, режиссёрами и актёрами.

Молодёжный театр стал первым театром в нашем городе, решившимся на подобный проект (лаборатория социального театра «Мы вместе»), говорит ведущий специалист регионального отделения Союза театральных деятелей РФ Валерия Созонова.

«Социальный театр сейчас активно развивается в России. Его суть — включение в театральную деятельность людей с ограниченными возможности здоровья и тех, кто находится в непростой жизненной ситуации. Мне очень нравится этот метод, когда мы показываем детям, что доверяем им, что их мысли, идеи интересны нам. У детей вырастает самооценка. А для театра это серьёзный вызов и тренинг для артистов», — говорит координатор проекта Валерия Созонова.

В творческой лаборатории было задействовано шесть ребят в возрасте от 11 до 15 лет из социального-реабилитационного центра № 5. Они создали четыре пьесы: о первой любви, дружбе, взаимоотношениях со взрослыми. С ребятами работали профессиональные драматурги: ученица Николая Коляды Анна Богачёва и завлит Молодёжного театра Елена Киселькова.

«Я, честно говоря, побаивалась работать с подростками. Думала, им ничего не надо, они будут сидеть и скучать. Но нам повезло с ребятами — они с первых минут были очень заинтересованы. У них море энергии, и куда ты её направишь, туда она и пойдёт. Мы направили её в сторону театра, драматургии. Мы пытались им расшевелить те отделы мозга, которые отвечают за умение рассказывать истории, сочинять их. Я рассказывала простыми, доступными словами о профессии драматурга и требованиях к драматургическому тексту», — рассказывает Анна Богачёва.

Некоторые подростки так вдохновились новыми знаниями, что задумались о карьере драматурга. Другие, возможно, захотят стать режиссёрами, ведь в рамках лаборатории дети взаимодействовали и с постановщиками. После того как пьесы были написаны, ребята лично передали их приглашённым из Екатеринбурга режиссёрам Дмитрию Зимину и Ринату Ташимову.

Дальше началась подготовка самих спектаклей, в которой юные драматурги уже не участвовали. Так что для многих стало удивлением, как из одной истории рождается совершенно другой спектакль, с более глубокими смыслами и юмором. Драматург Анна Богачёва успокоила своих воспитанников, отметив, что для режиссёров пьеса — это пластилин, из которого они могут вылепить всё что угодно.

«Мне понравилось, что ребята не просто написали свои истории и ушли, они принимали участие в распределении ролей, высказывали своё мнение, не соглашались с нами. Удивила смелость ребят, которые довольно откровенно говорили на волнующие их темы. Этот проект даёт возможность высказаться, что очень важно для детей в их возрасте и в их жизненных обстоятельствах. И вообще это всегда круто, когда человеку дают высказаться», — считает режиссёр Дмитрий Зимин.

«Понятно, что пьесы написаны простейшим языком, но в них заложено самое главное искренность. Самое важное, что в этих текстах дети по-честному разговаривают о наболевшем. Болевые точки и темы, которые они поднимают, очень хорошо считываются. Это тема родителей, становления личности, первой любви, взаимоотношений всё то, что волнует и взрослых, на самом деле», — добавляет его коллега Ринат Ташимов.

Накануне прошёл премьерный показ эскизов спектаклей. По словам директора театра Наталии Мозжаковой, созданные детьми истории будут жить в театральном пространстве и дальше. Правда, пока неясно, в каком формате.