Любоваться нельзя закрашивать: Тима Радя, Илья Мозги, Рома Бантик, кураторы галерей современного искусства и фестиваля STENOGRAFFIA о тагильском стрит-арте

На днях в Санкт-Петербурге появилась интерактивная карта стрит-арт-объектов, а в Нижнем Тагиле тем временем продолжается негласное «противостояние» уличных художников и коммунальных служб. Отношение тагильчан к настенным рисункам неоднозначное: кто-то считает, что картинки лучше, чем серые стены, а кто-то называет стрит-арт вандализмом. Ничего удивительного в разделении мнений нет, ведь мир уличного творчества настолько разнообразен, что решить, где искусство, а где нет, под силу только специалисту. Мы показали несколько работ тагильских художников независимым экспертам и спросили, правильно ли поступают городские службы, что закрашивают такие изображения?

«Разумеется, эти работы я бы отнёс к стрит-арту. Коммунальщики правильно делают, что закрашивают, ведь каждый выполняет свою работу. Стрит-арт в принципе недолговечен, и грустить из-за того, что твою работу закрасили, не вижу смысла. Большинство моих работ существует только на фотографиях» (Илья Мозги, уличный художник из Екатеринбурга).

«Мне все работы нравятся, я бы не стал ничего закрашивать. Это выглядит лучше, чем однотонные заплатки из краски» (Евгений Комухин, куратор нижнетагильских галерей современного искусства Space Place, «Угол», Bunker).

«Стрит-артист своим форматом выбрал живую меняющуюся улицу, а не диалог с вечностью. И редкий автор действительно вступает в диалог с реальностью, сообщает ей новые смыслы. Художник делает свою работу, ЖКХ — свою, рефлексирующий подросток — свою. Конечно, когда ЖКХ находит компромисс и предлагает тем, кому есть что сказать, поработать с пространством города, получаются арт-объекты, которых городу и не хватает. И всё же у города должен быть свой архитектурный и дизайн-код. Целостный, не оболваненный рекламными фразами исторический центр, грамотные визуальные коммуникации, события средовой культуры. Место приложения творческих усилий и инициатив молодых граждан» (Ксения Ларина, преподаватель Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна, филиала Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова).

«Отличные работы! Даже если кто-то назовет их мазнёй — какая разница? На улице простые правила — все рисуют, что хотят и как хотят, а потом всё закрашивают. Если кто-то считает эти работы достойными, он может взять на себя защиту от закрашивания, но мне кажется, это лишнее» (Тимофей Радя, уличный художник из Екатеринбурга).

«Мне нравятся эти работы, а закрашивать их или нет — я не знаю. Я художник, не мне решать» (Рома Бантик, уличный художник из Екатеринбурга).

«Милейшие работы. Нелегальные, правда. Но они имеют право быть. Стрит-арт — это здорово, потому что наивно, локально, актуально... Это здорово, потому что про нас сегодняшних... Не стоит искать здесь следы профессии, школы... Такие вещи иначе необходимо оценивать. Сейчас уже и бафы — квадраты закраски — тоже эстетизируют, но, конечно, лучше вот такие милые и трогательные картинки, на мой взгляд» (Евгений Фатеев, куратор и идеолог фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA).

Фото: Афиша МС, «ВКонтакте»