«Надо создать команду единомышленников, и всё получится». Новый директор Молодёжного театра Наталия Мозжакова — о поиске концепции и открытости для зрителя

«Надо создать команду единомышленников, и всё получится». Новый директор Молодёжного театра Наталия Мозжакова — о поиске концепции и открытости для зрителя

С 1 апреля Муниципальный молодёжный театр Нижнего Тагила возглавляет экс-директор Серовского драматического театра им. Чехова Наталия Мозжакова. Опытный театральный менеджер училась в Высшей школе деятелей сценического искусства у заслуженного деятеля искусств РФ Геннадия Дадамяна, руководила серовской драмой с 2010 года. За эти восемь лет театр был неоднократно номинирован на главную национальную премию «Золотая Маска». О том, почему оставила успешную карьеру в Серове и приехала развивать проблемный театр в Нижний Тагил, Наталия Мозжакова рассказала в интервью «Афише МС».

Наталия Владимировна, вы ведь слышали о скандалах, которые сотрясали Молодёжный театр Нижнего Тагила? Почему вы приняли решение возглавить проблемное учреждение?

— Я долго думала. Но знаете, жизнь очень короткая — бежишь-бежишь, в какой-то момент останавливаешься, оцениваешь ситуацию и понимаешь, что максимум достигнут. И тут ты либо меняешь сферу, либо идёшь более сложным путём. Я пошла сложным путём. Принять решение помогла поддержка управления культуры администрации Нижнего Тагила. Расформировать театр на Вагонке в той истории, в которой он оказался, было очень просто, но хорошо, что у администрации города есть желание изменить ситуацию. Если бы этого желания не было, я бы сюда не приехала. Слава Богу, что Тагил заинтересован в сохранении театрального пространства. Тагил — второй город области, он крупный, здесь могут быть разные виды и формы театров. Если есть площадка, можно создать команду и что-то начинать делать.

А из кого создавать команду, когда большая часть труппы уже ушла из театра?

— Есть разные варианты, посмотрим. Например, в Екатеринбурге актёры работают сразу в нескольких театрах, такое тоже может быть. Главное, что, когда возникает хорошая команда единомышленников, она сама себя продвигает, люди начинают интересно жить. Надо этот прецедент создать, и всё получится.

Вы уже познакомились с тем коллективом, который остался в Молодёжном театре?

— Да, меня представили коллективу, я начала общаться с каждым, это занимает определённое время. Пока надо понять, в какую сторону мы пойдём, от этого будет зависеть, как поменять структуру штатного расписания, чтобы оно было рабочим. Чтобы те деньги, которые выделяются из муниципального бюджета, рационально расходовались.

То есть вы приехали делать абсолютно новый театр?

— Создавать новую концепцию. Какой она будет — не за пять минут решается. Надо посидеть, подумать.

Но упор будет сделан на детские и подростковые спектакли? Театр ведь молодёжный…

— Это главный вопрос, который мне все сейчас задают. Но я считаю, что деление театра на детский, молодёжный, взрослый очень условное. Драматурги пишут условно детские пьесы, которые взрослым было бы интересно почитать и посмотреть по ним спектакли, а потом обсудить со своими детьми. Вообще театр — это такое синтетическое искусство, которое соединяет вербальные, акустические ощущения человека, в котором могут присутствовать разные формы выражения. Главное, чтобы они профессионально были сделаны, и при этом совершенно необязательно, чтобы это нравилось абсолютно всем зрителям. У каждого человека есть свой уровень художественного восприятия, свой вкус. Вопрос — насколько этот вкус зрителя близок творческой команде, которая создавала спектакль. Поэтому надо общаться с людьми, рассказывать, театр должен быть открыт зрителю.

В Серове был один театр, а в Нижнем Тагиле — три. Как будете конкурировать за зрителя?

— Конкуренция идёт не между театрами, а между другими сферами жизни человека. Существует кино, обычные бытовые потребности, образование, здравоохранение, коммунальные платежи. Общий открытый доступ в интернет, когда люди могут посмотреть онлайн замечательные постановки «Золотой Маски». Но ведь театр — это энергетический обмен между актёрами на сцене и зрителем, с экраном так не бывает. Поэтому говорить о конкуренции странно.

Вы говорите о поиске концепции и новой команде. Капитальный ремонт здания театра, который запланирован на 2020–2021 годы, не помешает творческим планам?

— Капитальный ремонт — это одна из задач, которые нужно выполнить. Ремонт будет поэтапным. Формы, в которых театр может существовать вне здания, есть. Артисты могут давать выездные спектакли. У вас такая огромная сфера культуры в городе, у вас столько площадок, отличные музеи, библиотеки, что развернуться есть где.  

Фото: официальный сайт Серовского драматического театра им. Чехова