С 1 апреля Муниципальный молодёжный театр Нижнего Тагила возглавляет экс-директор Серовского драматического театра им. Чехова Наталия Мозжакова. Опытный театральный менеджер училась в Высшей школе деятелей сценического искусства у заслуженного деятеля искусств РФ Геннадия Дадамяна, руководила серовской драмой с 2010 года. За эти восемь лет театр был неоднократно номинирован на главную национальную премию «Золотая Маска». О том, почему оставила успешную карьеру в Серове и приехала развивать проблемный театр в Нижний Тагил, Наталия Мозжакова рассказала в интервью «Афише МС».
— Наталия Владимировна, вы ведь слышали о скандалах, которые сотрясали Молодёжный театр Нижнего Тагила? Почему вы приняли решение возглавить проблемное учреждение?
— Я долго думала. Но знаете, жизнь очень короткая — бежишь-бежишь, в какой-то момент останавливаешься, оцениваешь ситуацию и понимаешь, что максимум достигнут. И тут ты либо меняешь сферу, либо идёшь более сложным путём. Я пошла сложным путём. Принять решение помогла поддержка управления культуры администрации Нижнего Тагила. Расформировать театр на Вагонке в той истории, в которой он оказался, было очень просто, но хорошо, что у администрации города есть желание изменить ситуацию. Если бы этого желания не было, я бы сюда не приехала. Слава Богу, что Тагил заинтересован в сохранении театрального пространства. Тагил — второй город области, он крупный, здесь могут быть разные виды и формы театров. Если есть площадка, можно создать команду и что-то начинать делать.
— А из кого создавать команду, когда большая часть труппы уже ушла из театра?
— Есть разные варианты, посмотрим. Например, в Екатеринбурге актёры работают сразу в нескольких театрах, такое тоже может быть. Главное, что, когда возникает хорошая команда единомышленников, она сама себя продвигает, люди начинают интересно жить. Надо этот прецедент создать, и всё получится.
— Вы уже познакомились с тем коллективом, который остался в Молодёжном театре?
— Да, меня представили коллективу, я начала общаться с каждым, это занимает определённое время. Пока надо понять, в какую сторону мы пойдём, от этого будет зависеть, как поменять структуру штатного расписания, чтобы оно было рабочим. Чтобы те деньги, которые выделяются из муниципального бюджета, рационально расходовались.
— То есть вы приехали делать абсолютно новый театр?
— Создавать новую концепцию. Какой она будет — не за пять минут решается. Надо посидеть, подумать.
— Но упор будет сделан на детские и подростковые спектакли? Театр ведь молодёжный…
— Это главный вопрос, который мне все сейчас задают. Но я считаю, что деление театра на детский, молодёжный, взрослый очень условное. Драматурги пишут условно детские пьесы, которые взрослым было бы интересно почитать и посмотреть по ним спектакли, а потом обсудить со своими детьми. Вообще театр — это такое синтетическое искусство, которое соединяет вербальные, акустические ощущения человека, в котором могут присутствовать разные формы выражения. Главное, чтобы они профессионально были сделаны, и при этом совершенно необязательно, чтобы это нравилось абсолютно всем зрителям. У каждого человека есть свой уровень художественного восприятия, свой вкус. Вопрос — насколько этот вкус зрителя близок творческой команде, которая создавала спектакль. Поэтому надо общаться с людьми, рассказывать, театр должен быть открыт зрителю.
— В Серове был один театр, а в Нижнем Тагиле — три. Как будете конкурировать за зрителя?
— Конкуренция идёт не между театрами, а между другими сферами жизни человека. Существует кино, обычные бытовые потребности, образование, здравоохранение, коммунальные платежи. Общий открытый доступ в интернет, когда люди могут посмотреть онлайн замечательные постановки «Золотой Маски». Но ведь театр — это энергетический обмен между актёрами на сцене и зрителем, с экраном так не бывает. Поэтому говорить о конкуренции странно.
— Вы говорите о поиске концепции и новой команде. Капитальный ремонт здания театра, который запланирован на 2020–2021 годы, не помешает творческим планам?
— Капитальный ремонт — это одна из задач, которые нужно выполнить. Ремонт будет поэтапным. Формы, в которых театр может существовать вне здания, есть. Артисты могут давать выездные спектакли. У вас такая огромная сфера культуры в городе, у вас столько площадок, отличные музеи, библиотеки, что развернуться есть где.
Фото: официальный сайт Серовского драматического театра им. Чехова