О гениальности, безумии и одиночестве: почему стоит посмотреть новый фильм о Винсенте Ван Гоге

О гениальности, безумии и одиночестве: почему стоит посмотреть новый фильм о Винсенте Ван Гоге

В кинотеатре «Красногвардеец» прошла премьера фильма известного режиссёра и художника Джулиана Шнабеля «Ван Гог: На пороге вечности». «Афиша МС» посмотрела фильм о последних днях жизни голландского живописца Винсента Ван Гога и убедилась в том, что его стоит посмотреть не только тем, кто любит искусство.

Идея снять фильм о Ван Гоге пришла режиссёру Джулиану Шнабелю после визита в парижский музей Орсе. Покидая зал с картинами голландского постимпрессиониста, Шнабель уже знал, что в его фильме главную роль должен сыграть американский актёр Уиллем Дефо и никто другой. Он сразу позвонил Дефо и попросил почитать биографический двухтомник Стивена Найфи и Грегори Уайт-Смита «Ван Гог: Жизнь». Составленные актёром после прочтения заметки и впечатления вошли в сценарий фильма.

«Самое интересное в нашей картине — это то, что её снимал художник, который также случайно оказался режиссёром. Поэтому наша работа о живописи, а не о живописце. Зачем людям смотреть биографии? Так или иначе, они лгут! Никто и никогда не узнает правды о прошлом! Так нужно ли ломать голову, в какой степени наша картина является биографической?»  рассказал Уиллем Дефо в интервью газете «Коммерсантъ».

Шнабель сам является довольно известным живописцем и скульптором. Поэтому он не пересказывает биографию Ван Гога, а сосредотачивается на размышлениях о том, откуда берётся гениальность и почему она так тесно связана с безумием. И это первая причина, почему фильм стоит посмотреть каждому.

Фильм наполнен красивыми природными пейзажами, снятыми в местах, где гулял сам Ван Гог. Особое внимание отведено процессу создания произведения искусства — довольно часто в кадре появляются холст и скользящая по нему кисть с красками. Фильм почти целиком снят на ручную камеру, поэтому зритель ощущает себя участником происходящих событий, а порой он видит мир глазами Ван Гога. Например, в сценах помутнения рассудка художника режиссёр намеренно размывает нижнюю часть кадра.

Ещё одно достоинство фильма — это умные философские диалоги об искусстве, таланте, одиночестве, жизни в целом, которые Ван Гог ведёт со своим другом Полем Гогеном, с доктором Полем Гаше. Интересной получилась и беседа о боге, которую герой Уиллема Дефо ведёт со священником в исполнении датчанина Мадса Миккельсена.

Ну и самым интригующим в фильме можно назвать финал. Создатели киноленты довольно убедительно демонстрируют альтернативную версию гибели Ван Гога. Как известно, 27 июля 1890 года, выйдя на пленэр, художник выстрелил в себя из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай. Пуля попала в живот, поэтому художник смог самостоятельно добраться до своего номера гостиницы, где и умер от потери крови. Джулиан Шнабель же считает, что Ван Гог не самоубийца. Его предположение строится на опубликованном в 2011 году исследовании американских искусствоведов Стивена Найфеха и Грегори Уайта Смита, которые выдвинули предположение, что Ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые составляли ему компанию в питейных заведениях.

Фильм «Ван Гог: На пороге вечности» можно посмотреть в кинотеатре «Красногвардеец» до 20 февраля. Прекрасным дополнением к фильму стала выставка детских рисунков в фойе кинотеатра, для которой ученики школы № 45 и школ искусств Черноисточинска и Николо-Павловска создали свои версии знаменитых полотен художника.