Правнук изобретателя необычного музыкального инструмента терменвокса даст единственный концерт в Нижнем Тагиле

Сегодня в Нижнетагильском музее искусств состоится совместный концерт тагильской органистки Натальи Ворониной и правнука изобретателя Льва Термена, композитора, создателя единственной в России школы терменвокса 28-летнего Петра Термена. Столичный музыкант познакомит тагильчан с одним из самых необычных музыкальных инструментов, который может выглядеть как матрёшка, а звучать как скрипка или голос человека. «Афиша МС» пообщалась с гостем за день до концерта и узнала, каково это — быть потомком известного изобретателя и почему терменвокс популярен во всём мире.

— В вашей семье есть какая-то легенда о том, как Лев Термен сделал своё знаменитое изобретение? Может быть, он увидел его во сне или яблоко на голову упало?  

— На самом деле, обошлось без яблок. Сам Лев Сергеевич говорил, что идея создать музыкальный инструмент, на котором играют движениями рук в воздухе, пришла ему в детстве. Он хотел сделать инструмент, который не будет создавать лишнюю преграду между звуком и человеком в виде струны, клавиши. Моё предположение: когда он начал учиться играть на виолончели, ему такая мысль, вполне вероятно, могла прийти. Играть на струнных инструментах непросто: подушечки пальцев левой руки загрубевают, образуются мозоли. У меня есть подозрения, что в этот момент он подумал, что несправедливо, что процесс добывания прекрасной воздушной музыки является довольно физиологичным и не очень приятным.

Вы считаете своего прадеда в первую очередь музыкантом или изобретателем?

— В первую очередь Лев Сергеевич — изобретатель. Он автор целого ряда изобретений в самых разных сферах. Он придумал ёмкостную сигнализацию, самооткрывающиеся двери, датчики движения. Учась в гимназии, он создал первую физическую установку на базе катушек Тесла, к которым подносились лампы и получатся звук. Управляя своими одноклассниками, он сыграл «Эй, ухнем». Это фактически был первый бесконтактный инструмент. Во время Первой мировой войны он возглавил царско-сельскую радиостанцию и именно там обнаружил принцип работы терменвокса: когда рука приближается к радиоантенне, меняется частота звука. Это замечали все радиосвязисты, но никому не приходило в голову, что это может стать хоть чем-то. Думаю, навыки игры на виолончели помогли ему освоить новый музыкальный инструмент. В конце 20-х годов он дал первый концерт, на котором сыграл классическую музыку на терменвоксе. У него было гибкое, гениальное и междисциплинарное мышление. В первую очередь он просто гений, который любую идею мог повернуть совершенно с неожиданной страны. Про себя он говорил, что он физик-практик, ему важно было не просто придумать, но и сделать.

— Какового это — быть наследником известного изобретателя?

— Терменвокс является частью нашей семьи, носит нашу фамилию. Безусловно, то, что происходит вокруг биографии Льва Сергеевича, — это ответственность нашей семьи. Я с детства слушал терменвокс, моя бабушка Наталья Львовна, дочь Льва Сергеевича, — профессиональный исполнитель на терменвоксе. Он всегда вызывал моё любопытство, но играть на нём я начал только девять лет назад. До этого импровизировал на фортепиано, начал сочинять музыку лет с пяти. Мечтал стать писателем, но поступать в литературный вуз меня отговорили. Достаточно быстро я почувствовал, что есть определённого рода взаимодействие между мной и терменвоксом. Спустя несколько месяцев я создал сайт Theremin Today, который аккумулирует в себе информацию о терменвоксистах из разных стран мира. Я обнаружил, что информации об инструменте не очень много и часто она не соответствует действительности. Мне стало интересно систематизировать эту информацию и понять, какова история инструмента, что с ним происходило за пределами нашей семьи. Таким образом появился цикл лекций об истории терменвокса. Спустя некоторые время мы решили организовать школу терменвокса, которую ведёт наша семья.

— Насколько сложно научиться играть на терменвоксе?

— Занятия в нашей школе ориентированы на людей разного уровня музыкального образования, иногда на людей с полным его отсутствием. На одном курсе может быть человек, который ни разу не держал в руках музыкальный инструмент, и человек, который закончил две консерватории. Иногда бывает, что сочетания координации, слуха и внимания у того, кто не имеет музыкального образования, даже лучше, чем у профессионального музыканта. Часто бывает так, что человек считает, что у него нет слуха, ему так сказали родители, друзьям не нравится, как он поёт. Это часто большая проблема для того, чтобы люди занимались музыкой. На самом деле, нельзя определить, есть ли слух у человека, по тому, как он поёт, потому что голос — это музыкальный инструмент, работе с которым учатся. Кто-то с рождения одарён умением слышать и петь чисто. В целом идея того, что у человека может не быть музыкального слуха, — абсурд, ведь все мы слушаем музыку, различаем мелодии.

— Можете объяснить человеку, который ничего не понимает ни в физике, ни в музыке, принцип работы этого инструмента?

— Терменвокс далеко не самый необычный инструмент. Например, извлекать звук из трубы или виолончели тоже непросто. Терменвокс необычен с точки зрения того, что у него нет самого грифа, того, к чему мы прикасаемся. Зато есть расстояние между антенной и рукой — чем она ближе, тем звук ниже. Рука запоминает эти расстояния, и существуют различные техники игры на этом инструменте. 

— Почему инструмент популярен?

— Терменвокс даёт возможности акустического инструмента при том, что это электрический музыкальный инструмент. При работе с терменвоксом большую роль играет исполнитель: когда мы слышим терменвокс, если мы не видим, на чём играет музыкант, может создаться ощущение, что это скрипка или голос, виолончель. Но это ни то и ни другое, это терменвокс. Этим он и интересен.

Пётр Термен и Наталья Воронина сыграют сегодня классические произведения и джаз. Публика услышит композиции Баха, Рахманинова, Пьяццолы, Манчини, Шуберта и авторские произведения Петра Термена. Билеты на концерт были распроданы месяцем раньше.

СПРАВКА

В 1920 году на основе экспериментальной измерительной установки Лев Термен изобрёл электромузыкальный инструмент терменвокс. В марте 1922 года он познакомил со своим изобретением Ленина в Кремле. В 1928 году Термен переехал в США, там запатентовал свои изобретения. В марте 1939 года, когда он вернулся в СССР, его арестовали и приговорили к восьми годам лагерей на золотых приисках. В ссылке он работал вместе с Сергеем Королёвым.