«Сделать окружающую действительность немного лучше». Как тагильский бизнес развивает городскую среду, и зачем ему это нужно

Комфортная городская среда — это не только благоустроенные парки, набережные, красивые остановки общественного транспорта и мусорные урны на каждом шагу. Внешний вид города напрямую зависит от людей, которые в нём живут, — от простых горожан, чиновников, предпринимателей. В Нижнем Тагиле пока не так много благоустроенных площадок, инициированных бизнесом, но Афиша МС пообщалась с предпринимателями-первооткрывателями, которым важно делать город привлекательнее.  

Александр Захаров, директор сети магазинов «Полиграфист»:

«В 2010 году возле магазина “Полиграфист” на улице Карла Маркса появилась железная собака. Автором скульптуры стал известный тагильский скульптор Александр Иванов, с которым я много лет дружу. За восемь лет чего только не пришлось пережить нашему металлическому псу: его обливали краской, пытались утащить… Кто-то может разглядеть в этом жесте коммерческую выгоду, но я такой цели не преследовал, ведь изготовление скульптуры в разы дороже, чем реальный маркетинговый результат. Я сам неравнодушен к искусству, много общаюсь с творческими людьми Тагила, и мне эта тема близка и понятна. Мне кажется, что так мы делаем окружающую нас действительность немного лучше. Для нашего нового магазина “Буква” на Пархоменко, 14 Александр Иванов сделал ещё одну собаку. Эта собака сидит на скамейке, чтобы люди могли рядом с ней посидеть, сделать фото. Возле новой скульптуры чуть ли не очередь выстраивается из желающих сделать с ней фото. Детям она нравится, а я получаю удовольствие от того, что это делает людей счастливее. То, что бизнесмены немного благоустраивают территории возле магазинов банально ставят урны, тротуары делают, — это уже хорошо».

Наталья Зятькова, директор детского развлекательного центра «Немо» на Газетной, 80:

«Идея сделать скульптуру возле нашего центра появилась неслучайно, мы решили украсить серый фасад дома, добавить весёлого настроения. Кто-то из сотрудников предложил не выбрасывать старые куски труб после ремонта помещения и пустить их в дело. Был разработан эскиз собаки, воплотить его в жизнь помог газоэлектросварщик Владимир Ефимович Брагин. Идея скульптуры собачки для детей ему понравилась, и он охотно нам помог. Так кучка старых обрезков трубы превратилась в яркого пёсика Кузю такое имя дал кто-то из маленьких клиентов.

Почти каждый день скульптура забавного пёсика вызывает положительные эмоции у детей и взрослых. Дети сидят на скульптуре, даже угощают его. Сейчас мы решили, что, раз он сторожевой пёс, ему нужна будка. Надеюсь, мастера успеют до прихода холодов сделать для нашего металлического любимца жильё. Вообще, больших вложений для создания дружелюбной атмосферы не требуется раз в год мы обновляем краску на скульптуре. Я считаю, что не нужно много финансов, нужно лишь желание и фантазия, чтобы сделать наш город интересней, веселее и красивее».

Елена Климанская, директор магазина одежды «Венеция» на проспекте Ленина, 32:

«С самого открытия магазина, с 2010 года, у нас прилегающая территория поддерживается в чистоте и порядке. Мы сделали большие клумбы, зимой ставим ледяные фигуры. Этой зимой мы их не делали, потому что у нас высажены многолетние кустарники, но площадку возле магазина всё равно украсили гирляндами и светодиодными фигурами в виде ёлки, звезды. Я удивляюсь, когда у меня спрашивают, почему я это делаю. Мне самой это всё нравится, я сама выращиваю рассаду. Я люблю свою работу, своих клиентов и создаю красоту от чистого сердца. Другие бизнесмены, видимо, не хотят тратить на это свои деньги. Благоустройство территории возле магазина это ведь затраты! Мы два раза в год продумываем свои витрины, работаем с дизайнером, выбираем тему. Зимой мы вывозим снег, нанимаем погрузчик, хотя никто от нас этого не требует. Мы хотим, чтобы нашим клиентам было удобно, чтобы парковка была чистая.

К сожалению, ледяные фигуры возле магазина неоднократно ломали, недавно кто-то вырвал с корнем урну. Люди разные кто-то не привык к тому, что на улицах города может быть чисто и красиво. Я считаю, что всё от нас зависит: мы же здесь живём, мы должны уважать труд других».

Наталья Бондарева, исполнительный директор ООО «Стоматологический салон “Консул”»:

«В 2016 году к открытию детской стоматологии на Октябрьском проспекте мы разработали дизайн-проект по обустройству территории. Мы сделали две скульптуры замок и Её величество Щётку. Это персонаж из нашей благотворительной программы, в рамках которой детям с 1-го по 4-й класс и старшим детсадовцам рассказываем о том, кто такой стоматолог, почему его не надо бояться и как правильно следить за здоровьем зубов.

Жители дома, в котором находится наш центр, часто выбрасывают мусор, окурки из окон. К сожалению, люди в нашем городе не готовы уважать чужой труд, поэтому наши уборщицы круглосуточно поддерживают чистоту возле центра. За клумбами и газоном постоянно следит внештатный садовник. Всё это требует больших трат, но мы следуем идеологии нашей компании, которая направлена на создание эстетики. В первую очередь мы хотели благоустроить территорию возле центра, скульптуры и цветники это достойное украшение города. Нам было важно, чтобы со стороны было видно центр, чтобы детям было приятно».

Гулия Заболотная, директор салона цветов «Дивная роза» на проспекте Вагоностроителей, 24:

«Салон существует с 2001 года, его создавала моя мама, а когда её не стало, дело продолжили мы с мужем. Для нас это очень важная часть жизни, семейный бизнес. Возле магазина на Вагонке мы установили декоративный фонтан (его однажды серьёзно сломали дети), ежегодно высаживаем цветы. На установку фонтана мы потратили 250 тысяч рублей, ежегодно тратим около 10 тысяч на его покраску, на цветы. Кстати, цветы несколько раз выкапывал кто-то из местных жителей, но мы засаживаем клумбы снова, потому что нам важно, чтобы пространство рядом с нашим салоном было красивым. И вообще, все силы и траты стоят того, чтобы услышать слова благодарности от людей».

По данным консалтингового бюро «Стрелка», исследование московских улиц через год после благоустройства показало увеличение пешеходного потока в среднем на 14%, а в выходные дни, например, на Новом Арбате поток вырос на 56%. Отдельные предприниматели отметили увеличение прибыли в выходные дни более чем на 20% после того, как возле их кафе, магазинов, парикмахерских появились клумбы, скамейки и декоративные элементы, пишет Forbes.

Тагильским бизнесменам по Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил нужно согласовывать с управлением архитектуры все свои инициативы. Вывеска, витрина и другие украшения должны соответствовать многочисленным требованиям. По признанию одного из наших собеседников, его дизайнерские идеи не имеют документального одобрения управления архитектуры, но он надеется, что проблем с администрацией не будет — всё-таки бизнес старается на благо города.