«Сильные эмоции, сложные истории и никаких барьеров». Как создать независимый профессиональный театр без поддержки государства и богатых спонсоров в Нижнем Тагиле

В начале осени в культурном пространстве Нижнего Тагила появился новый театр, созданный профессиональными тагильскими артистами и режиссёром Татьяной Захаровой. В репертуаре «Маленького театра» пока два спектакля, но в планах на будущий год у небольшого коллектива уже значится две премьеры. Энтузиасты репетируют и играют в свободное от основной работы время и не получают за это гонораров. Журналист «Афиши МС» Екатерина Баранова пообщалась с участниками независимого театрального проекта, их зрителями и друзьями, чтобы выяснить, как творческая свобода влияет на жизнь брутального промышленного города.

Это не хобби, это работа

«Маленький театр» — это независимое объединение профессиональных артистов. Начало проекту было положено ещё в 2016 году, когда режиссёр Татьяна Захарова, работающая тогда в Нижнетагильском драматическом театре, поставила спектакль «Стеклянный зверинец» по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса. Постановка была сыграна на сцене драматического театра всего несколько раз и в основной репертуар не вошла. Артисты со сложившейся ситуацией не согласились и решили играть спектакль на разных площадках. Так будущий «Маленький театр» впервые оказался в Доме художника.

Спустя три года пространство в Доме художника сильно изменилось. Артисты сделали ремонт в одной из комнат, превратив её в гримёрку. В большой комнате, которая днём служит выставочным пространством, а вечером — сценой, пол перекрасили в чёрный, а на время спектаклей стены закрывают чёрной тканью.

Татьяна Захарова полтора года назад была вынуждена уехать из Нижнего Тагила, чтобы ставить спектакли в разных городах. В родном Тагиле режиссёр бывает нечасто и практически всё свободное время посвящает любимому проекту. На резонный вопрос, зачем ей это надо, искренне удивляется.

«Я давно хочу свой театр, хочу заниматься тем, что мне нравится. В государственной системе это не получается, к сожалению. И может быть, и замечательно, что сейчас есть полная свобода делать всё, что хочется. А хочется делать по-честному, тот материал, который мне интересен. Можно ли на этом зарабатывать, я пока не знаю», признаётся Захарова.

Свет в окнах здания на Уральской, 4/1 может гореть до глубокой ночи. Актёры репетируют только по вечерам, после основной работы, и, бывает, задерживаются допоздна. Но никто здесь не жалуется на судьбу и не просит оплатить внеурочные, потому что в «Маленьком театре» все работают по любви.

«Все приходят после работы, чтобы поработать ещё. У нас нет времени пить чай, болтать, так что тут точно не тусовка. Сюда приходят за делом. Почему я здесь? Потому что это возможность работать по профессии, моё любимое дело. Здесь нет денег, особой славы тоже, мне важно моё развитие в первую очередь. Актёры сюда приходят за сложными ролями. Не все театры выбирают такой материал», говорит актриса Анна Каратаева.

«Это нельзя назвать хобби, это работа, тут нельзя отдыхать и расслабляться. Меня позвали я согласилась, потому что знаю, что здесь круто. Я училась у Тани (Захаровой. Прим. ред.) в колледже, видела её спектакли, и я знаю, что она делает крутые вещи. Работая с Таней, я понимаю, для чего я это делаю. Я не просто хожу текст рассказываю. Поработав со многими режиссёрами, могу точно сказать, что никогда не включалась в процесс, когда меня на сцене нет, не вникала, что там другие актёры делают, мне просто было неинтересно. А тут мы по миллиону раз одну и ту же фразу повторяем, но мне не скучно. Да, есть усталость, но мне не скучно. Для меня это уровень», рассказывает актриса Ксения Зрюкина.

Костяк команды составляют режиссёр Татьяна Захарова, актёры Анна Каратаева, Екатерина Колотыгина и Влас Корепанов. Вместе они восстановили спектакль «С широко закрытыми глазами», который раньше шёл на сцене Молодёжного театра, когда режиссёром там работала Захарова.

«В театре на сцене пространство между зрителем и артистом больше, а здесь оно близко, как на ладошке. Если на большой сцене ещё можно выдохнуть, передохнуть, то здесь не схалтуришь, здесь всех и всё видно. Для меня это эксперимент над собой: насколько ты выдержишь. Я очень уважаю и люблю Таню, я за ней пойду куда угодно. Она профессионал своего дела, мне очень интересно раскрываться по-другому в её спектаклях. Прибыли никакой от работы здесь я не получаю, но работа приносит мне удовольствие как артисту, как человеку», признаётся артист Влас Корепанов.

«Мне давно хотелось саморазвития. Я учу деток, а сама как актриса никак не проявляю себя. Ещё мне нравятся спектакли Татьяны Захаровой, которые всегда эмоциональные, всегда дёргают за какие-то ниточки. Это неформат, это не те спектакли, которые привык видеть тагильский зритель. Сама площадка тоже особенная: ты сидишь на одной плоскости с актёром, слышишь его дыхание, это зрителей трогает. Спектакли Захаровой это то, чего так не хватает Тагилу. Если жители Екатеринбурга, больших городов могут выбрать, в какой театр сходить в субботний вечер, то в нашем городе выбор невелик. И да, не все люди, которые приходят сюда, понимают, куда они идут. Некоторые принимают такой театр, а некоторые нет. Для некоторых театр место отдыха, место, где можно хорошо провести время. А тут тебя держат в напряжении, выводят на эмоции», рассуждает актриса, руководитель театрального коллектива «Амплуа» ДК «Юбилейный» Екатерина Колотыгина.

Но вчетвером театр сделать невозможно, поэтому маленькая труппа планирует расширяться для новых спектаклей. Так, уже прошло несколько репетиций «Трамвая "Желание"», в который пригласили актёров Нижнетагильского драматического театра. В будущем начнётся работа над спектаклем «Изолированный бокс», на который театр выиграл грант ЕВРАЗа.

В постановке «Вдовий пароход» (тоже шёл в Молодёжке) задействованы две профессиональные актрисы и два студента Нижнетагильского колледжа искусств. По признанию семнадцатилетних Алины Лобановой и Андрея Кошкарова, поработать в таком коллективе для них большая удача.

«Это моя первая профессиональная работа. Было сложно, когда мы начали работать. Но Татьяна такой режиссёр, который понятно объясняет, что ему нужно от актёра. Благодаря ей я прожила эту историю. “Маленький театр” мне нравится тем, что сюда люди приходят работать, потому что им этого хочется, а не чтобы заработать на жизнь. Мне кажется, в государственных театрах трудится немало актёров, для которых театр — это рутина. Здесь люди вкладывают в своё дело душу, мне это очень нравится», рассуждает студентка актёрского отделения Алина Лобанова.

Это явление не городского уровня

«Маленький театр» — это не только творческая команда единомышленников, но ещё и много неравнодушных людей, зрителей. Тагильчане поддерживают проект финансово — приходят на спектакли, переводят деньги на их постановку. Приносят вещи и одежду для декораций и костюмов.

«Меня приглашали несколько раз на репортажи, я с удовольствием прихожу. Мне нравится “Маленький театр” как раз тем, что он маленький, камерный. Ты находишься наравне с актёрами на сцене, становишься соучастником действия, живо переживаешь то, что происходит. Ещё я наблюдаю за зрителями во время спектакля, они отличаются от зрителей больших театров, они полностью включены в историю: никто не ест чипсы, ни у кого не звонит телефон», говорит фотограф Максим Конанков.

Музыковед Нижнетагильский филармонии, искушённый театрал Ксения Шумакова тоже входит в число поклонников «Маленького театра». Ксения видела все постановки Татьяны Захаровой: «Сон в летнюю ночь», «Стеклянный зверинец», «В ожидании Годо», «Король Лир», «Стойки оловянный солдатик», «С широко закрытыми глазами» и «Вдовий пароход».

«Этот театр именно явление, причём не местного уровня. Денег на этом в Тагиле не заработать, потому что театр этот не для всех. Он не должен зависеть от госструктур, от выполнения плана. Его ценность вот в такой организованной “стихийности”. Стулья, а не кресла! И никаких барьеров между актёрами и зрителем. В чём-то эти спектакли сродни сеансу психотерапии. Лично меня они всегда тормошили, выводили из состояния “сытой обыденности”, избавляли мозг от вечной гонки, планов-задач. Экзистенциальная штука. Мне кажется, наша задача — поддерживать театр, и когда-нибудь мировые эксперты обязательно скажут: о, это был великий “Маленький театр”», считает Ксения Шумакова.

Есть у «Маленького театра» и волонтёры, выполняющие административную работу: журналисты Камила Мориак и Оксана Исупова. Девушки помогают с организационными вопросами, встречают гостей на спектаклях, собирают отзывы, налаживают диалог с городскими СМИ. А иногда Камила и Оксана выступают в качестве звукооператора или осветителя — в «Маленьком театре» каждому найдётся работа.

«Я очень уважаю тех, кто занимается своим делом и испытывает от этого кайф. Формат “нового театра” городу был необходим. Поэтому я решила помогать ребятам, убивая двух зайцев сразу. Во-первых, я помогаю друзьям, а во-вторых, принимаю участие в создании чего-то нового и крутого для города. Появление “Маленького театра” в Доме художника это действительно очень круто! Команда работает на голом энтузиазме, без помощи им пока просто не обойтись! Вот и поддерживаю проект — как могу и чем могу. Я очень рада, что у них не опустились руки после всей этой шумихи и неприятностей в Молодёжном театре. Я, честно говоря, боялась этого. Они вернулись, чтобы остаться! Надеюсь, остаться навсегда», делится Оксана Исупова.

«Я помогаю ребятам, потому что верю в них. Я уверена, что Захарова и её команда создают в городе особое пространство, уникальное место. Когда взрослые люди собираются после работы и в свой единственный выходной, чтобы, не жалея себя, до остатка строить театр — это, на мой взгляд, очень хорошее дело. Это наша с вами возможность видеть крутых артистов, хорошие пьесы, сложные и важные темы на расстоянии вытянутой руки. Это первый и единственный, такой маленький и такой камерный театр. И у ребят уже есть свои обожатели. Много людей помогает им! Я очень хочу, чтобы “Маленький театр” раскрутился, чтобы на примере Коляды они стали брендом нашего города», говорит Камила Мориак.