Старший научный сотрудник музея искусств Ксения Баданина поговорила с тагильчанами о современном искусстве, тагильской графике и литературе

Старший научный сотрудник музея искусств Ксения Баданина поговорила с тагильчанами о современном искусстве, тагильской графике и литературе

Накануне в гостях в прямом эфире в Instagram «Афиши МС» побывала старший научный сотрудник Нижнетагильского музея искусств Ксения Баданина. Ксения ответила на вопросы зрителей эфира о любимых писателях и художниках, рассказала о своей научной работе для магистратуры УрФУ и о феномене тагильской графики.

Ксения Баданина выросла в семье творческих людей. Её папа окончил тагильский худграф, тётя — известная в России художница Татьяна Баданина. В детстве Ксения много рисовала, но потом переключилась на книги. Поэтому вместо худграфа решила поступать на филфак НТГСПИ.

«Изобразительное искусство всегда было частью моей жизни. Когда я была маленькая, я бывала в мастерских художников, слышала разговоры о выставках, видела работы. Уже в детстве я поняла, что искусство это большой труд. Мне многое дал папа худграф всегда в его сердце. На дни рождения мне дарили книги, хорошие краски, которые не купить в обычном магазине. При этом у меня всегда были книги, в том числе с хорошими иллюстрациями. Это так приятно — брать в руки книгу, иллюстрации для которой сделала твоя тётя», рассказывает Ксения Баданина.

В феврале Ксения окончила магистратуру департамента искусствоведения, музееведения и культурологии УрФУ. Два с половиной года девушка готовила искусствоведческое исследование о тагильской книжной графике, в нём сошлись любовь к книгам и графическим произведениям художников Нижнего Тагила. Ксения исследовала творчество таких известных мастеров, как Евгений Вагин, Михаил Дестергефт, Владимир Истомин, Евгений Бортников, Владимир Зуев, Татьяна Баданина, Владимир Наседкин, Светлана Бакшаева, Лариса и Николай Грачиковы, Пётр Болюх. Отдельно рассмотрела феномен журнала «Шар, мир, добро», который создавали участники тагильской арт-группы ЖКП.

«Тагильская графика — это феномен, о котором до сих пор рассуждают российские искусствоведы. Тагильские графики всегда создавали что-то эстетичное и то, над чем нужно поломать голову. Работали с чёрным и белым цветами, у всех прекрасная техника. В 80-е усложнилась форма, художники много работали над техникой, соединяли несколько техник, что позволяло достичь особого визуального эффекта»,  объясняет Ксения.

Ксения также рассказала о своей работе в музее и о том, как привлечь зрителей на выставки. Сотрудники находят новые формы взаимодействия с посетителями, проводят выездные экскурсии для дошкольников и школьников, мастер-классы, лекции, фестивали.

Спросили зрители у сотрудницы музея и о том, как она относится к перформансам художников-акционистов Петра Павленского и Марины Абрамович.

«Я не специалист в актуальном искусстве, хотя что-то я изучаю, смотрю выставки. Понятно, что в акционизме больше социального, чем художественного. Поэтому некоторые люди, увидев нечто подобное, ставят крест на всём современном искусстве целиком. Художники должны вступать в диалог, и если мы говорим о нём, если его акции, перфомансы как-то откликаются неважно, негативно или позитивно,  значит, они свою задачу выполнили. Вообще, про современное искусство спорят не только зрители, но и профессионалы. Сами музеи не знают, как произведения актуального искусства хранить, как их описывать», говорит Ксения.

Также наша гостья рассказала о том, что самое большое влияние на неё оказали произведения Александра Пушкина и Михаила Достоевского, малая проза Антона Чехова, проза Ивана Бунина. Среди западных писателей Ксения отметила Томаса Манна, Сомерсета Моэма, Рэя Брэдбери.

В завершении эфира Ксения Баданина показала каталоги, которые издавал в разные годы Нижнетагильский музей искусств, и рассказала, что посмотреть их можно в музейной библиотеке. По словам Ксении, библиотека тагильского музея считается одной из лучших художественных библиотек в области.