Тагильский журналист снял фильм о знаменитом директоре воронежского авиазавода Матвее Шенкмане

Накануне в кинотеатре «Родина 3D» состоялась премьера документального фильма «Шенкман. Последний полёт». Фильм журналиста телекомпании «Телекон» Александра Мартиросова рассказывает о директоре Воронежского авиазавода Матвее Шенкмане, который в мае 1942 года разбился под Нижний Тагилом при загадочных обстоятельствах.

12 мая 2017 года в горах под Нижним Тагилом были найдены обломки самолёта ЛИ-2 и останки пассажиров и членов экипажа. В самолёте находились директор воронежского авиационного завода № 18 им. Ворошилова Матвей Шенкман и замглавного инженера предприятия Лев Львов. На этом заводе в годы войны Шенкман поставил на поток производство легендарных «летающих танков» Ил-2. В годы войны самолёты собирали в Нижнем Тагиле, на Уралвагонзаводе.

Установить личности погибших удалось благодаря найденному поисковики на месте крушения ордену Ленина, который принадлежал Шенкману.  Эта находка стала отправной точной для журналистского расследования Александра Мартиросова.

«Фильм получился случайно. Я долго думал, браться ли мне за эту тему. У меня уже было два фильма о Великой Отечественной войне, и нужно было искать новую форму. Этот фильм о человеке, чьё имя осталось бы неизвестным, если бы не эта находка поисковиков в Уральских горах. Это фильм о человек, о котором в интернете практически нет никакой информации. Фильм сделан в утвердительной интонации, за которой стоит факт-чекинг, который занял огромное количество времени – мы работали над проектом девять месяцев. И на сегодняшний день наше расследование – это полная история жизни и гибели удивительного человека Матвея Борисовича Шенкмана».

Александр Мартиросов разыскал родных Шенкмана: его внук Григорий Янкелович живёт в Израиле, а внучка Марина Янкелович – в Сан-Франциско. Именно Марина является одним из главных героев киноленты – она поделилась с тагильским журналистом воспоминаниями о деде бабушки и мамы. Портрет Матвея Шенкмана создаётся на экране по крупицам этих воспоминаний, архивных документов и рассказов музейщиков и историков. 

В своём расследовании Александр Мартиросов постарался найти ответ на главный вопрос – было ли крушение самолёта роковой случайностью. По словам внучки Шенкмана, в семье считали, что деда убили по распоряжению Иосифа Сталина.

Съёмки фильма проходили в Сан-Франциско и Нью-Йорке, в Воронеже и Самаре, где до войны и в эвакуацию строились Ил-2. Как рассказывает оператор фильма Анатолий Тютин, сложнее всего было работать на горе Оборотная, на месте крушения самолёта. Каждый день съёмочной группе приходилось преодолевать 1,5 километра в гору с тяжёлым оборудованием на плечах.

Тагильчане, не попавшие на премьеру фильма, смогут увидеть его пятисерийную версию на телеканале «Телекон» с 14 мая.