В мае в Art-meeting - галерее отеля Park Inn - можно увидеть фотопроект Фёдора Телкова «36 видов». Проект рассказывает о жизни Дегтярска – небольшого промышленного городка в Свердловской области, а название серии отсылает нас к известным гравюрам Кацусика Хокусая «36 видов Фудзи».
О многогранном Урале и местных «святынях» фотограф рассказал АфишеМС.
Фёдор Телков родился в 1986 году в Нижнем Тагиле, сейчас живет и работает в Екатеринбурге. Член Союза фотохудожников России с 2008 года. Лауреат международных конкурсов в области фотографии. Публиковался в множестве печатных изданий, в том числе в GEO, The Guardian, Русский репортер, РБК, Forbes, Метрополь, The New Times, Афиша Daily, Такие дела, Meduza, BBC. Официальный сайт фотографа: fyodortelkov.ru
Начало пути
Фотографией я увлёкся во время учёбы на худграфе в НТГСПА. Вуз сотрудничал с хебской галереей, и у нас была возможность съездить в Чехию, познакомиться с настоящими большими фотографами. Сначала я делал абстрактные снимки, но чувствовал нехватку содержания. По счастливой случайности в тот момент наткнулся на российское издание Esquire, где увидел качественные фотоистории, построенные на типологии. Я понял, что это моё и занялся документальной съёмкой.
Первым серьёзным проектом для меня стала серия портретных снимков в тагильском детском доме: я фотографировал лица детей, за каждым из которых скрывалась целая история непростой жизни. Моей задачей было свести тет-а-тет зрителя и героя фотографии, запустить процесс их взаимодействия. С этими детскими портретами в 2012 году мне удалось попасть на биеннале в Хьюстон.
Проект «Сказы»
В подавляющем большинстве мои проекты посвящены Уралу. Это уникальное в своём многообразии место соединения Европы и Азии в географическом и культурном планах. В Средние века здесь сошлись языческая, мусульманская и христианская культуры. Такое соседство образовало удивительный мир, где горы, реки, леса и сами люди пропитаны древними языческими образами. На основе богатого культурного и исторического материала я попробовал создать неожиданный, таинственный образ региона в фотопроекте «Сказы».
Проект «Смог»
В определённый момент Урал превратился в индустриальный центр страны, и появился целый ряд проблем – от грязного воздуха до полной зависимости некоторых городов от работы одного предприятия. Закрывается предприятие, и жизнь города останавливается. На каждом шагу здесь печальные признаки в прошлом богатого промышленного региона: останки заводов, шахт, карьеров и фабрик, кладбища ядерных отходов. Эти останки своего рода «святыни», на которые изо дня в день работали жители моногородов. Однажды меня упрекнули в том, что я показываю Урал с депрессивной стороны, но, по-моему, я просто показываю жизнь в разных её проявлениях. Да, можно воспринимать города через новые торговые центры и развлечения, а можно посмотреть дальше, и увидеть то, что менее приятно, но не менее реально.
Проект «Обратная сторона стены»
Наш фольклор содержит в себе множество историй про тюрьму и суму, про острог и каторги. Уралу эти истории хорошо знакомы на практике - только в Нижнем Тагиле действуют пять колоний, не считая СИЗО. Мы с моим коллегой Денисом Тарасовым решили заглянуть в глазок камеры и совершили путешествие на «обратную сторону», где нет света, мало воздуха и надежды. На протяжении четырех лет мы ездили по Свердловской области, снимали быт осужденных. В итоге получили своеобразную историю о преступлении, наказании и вечном нравственном выборе.
Уральские Фудзи
Ксения Ларина (куратор галереи Art-meeting - прим.авт.) предложила представить в тагильском выставочном пространстве мой проект «36 видов». Он посвящён жизни в промышленном городке Дегтярск, на территории которого есть два огромных террикона – горы отработанной пустой породы из двух шахт. Эти горы - экологическая катастрофа, вода из шахт отравляет грунт, а у самих терриконов высокий радиационный фон. Местные жители рассказывают, что эти груды хотели купить японцы, но городские власти отказали.
Первую фотографию для «36 видов» я сделал в 2012 году, когда ездил в Дегтярск с сотрудниками ГЦСИ документировать площадки для Уральской индустриальной Биеннале современного искусства. На тот момент на одном из этих терриконов уличный художник Тима Радя планировал создать скульптуру из книг.
Над серией я работал три года, несколько раз менял её концепцию: сначала преобладал журналистский подход, потом я ушёл в сторону художественности, работал с текстурами, в итоге пришла идея связать эту историю с гравюрами Хокусая.
«Я считаю особенно важным показать персональный проект Фёдора Телкова. Несмотря на многочисленные выставки и награды за рубежом, на родине Фёдора это первая персональная выставка. Фёдор Телков художник, для которого художественный опыт всегда вживлён в социальную ткань. Он предельно точно использует оптику высказываний, чтобы повествование было притягательным и содержательным одновременно. Избранным художникам сейчас удаётся высказываться не только о личном экзистенциальном, но и осмыслить происходящее вокруг. Фёдор это делает талантливо и честно. То, где и как мы живём - это наш совместный опыт и ответственность. Преодолеть энтропию, транслировать тех, кто способен видеть больше, чем только себя, поддерживать друг друга - это то, что ценно и редко сейчас. Спасибо Фёдору за профессионализм и точность высказываний», - говорит куратор Art-meeting Ксения Ларина.
Напоминаем, что проект «36 видов» до 20 мая можно увидеть в галерее Art-meeting в часы работы отеля Park Inn, ул. Горошникова, 11.
АфишаМС