Война на холсте. 10 историй о выдающихся художниках-фронтовиках Нижнего Тагила

В коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств хранятся произведения художников, которые прошли Великую Отечественную войну. Одни посвятили своё творчество тем страшным события, другие старались не вспоминать о войне ни в повседневной жизни, ни в искусстве. В День Победы искусствоведы Нижнетагильского музея изобразительных искусств рассказали о судьбах и творческой жизни десяти выдающихся тагильских авторов.

Пётр Бортнов (31.05.1918  24.05.2013)

Мастер жанровой картины, портрета, пейзажа. Заслуженный художник РФ.

Бортнов был призван в армию в 1938 году, служил на Курильских островах до 1945-го, получил контузию. 

За участие в боях на Дальнем Востоке награждён медалями «За победу над Японией», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне».

«Демобилизовался я из армии в ноябре 1945 года и прямо из госпиталя (после контузии) вернулся домой на Урал в очень плохом состоянии: потеря памяти, боль в голове, какая-то “принудительная” расслабленность. До армии я работал в паровозном депо…, а после увольнения… поступить туда не мог из-за частых припадков и потерь памяти», — вспоминал художник.

Несмотря на подорванное на войне здоровье, Пётр Бортнов много и плодотворно работал. Его называют певцом соцреализма — он писал о том, как работают заводские рабочие, его героями становились представители трудовых профессий.

«Его жизнь и творчество совпали с временными рамками жизни советского государства, его современникам выпало жить на сломе двух эпох: советской и постсоветской. Они пережили коллективизацию, индустриализацию, репрессии и войны, они гордились победами и старались стойко перенести поражения, потому что в этих победах и поражениях была частичка их стараний, переживаний и труда», — писала научный сотрудник музея Александра Шемякина в статье «Пётр Бортнов — вся жизнь в творчестве».

Василий Далёкий (02.05.1919 — 14.06.1966)

Работал в области портрета, пейзажа, натюрморта.

Участник Финской и Великой Отечественной войны, служил с 1938 года. После демобилизации вернулся в Нижний Тагил и работал художником-оформителем Дома отдыха «Руш», занимался росписью цеха розлива стали НТМК. Местонахождение работ художника сейчас неизвестно.

Михаил Дистергефт (26.04.1921 — 24.08.2005)

График, живописец, работал в области пейзажа, тематической картины, исторического портрета, монументальной живописи.

В 1941 году участвовал в обороне Москвы артиллеристом-зенитчиком. Но с передовой художник немецкого происхождения был отправлен в трудовой отряд Богословлаг в Карпинске. В 1992 году был реабилитирован. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Михаил Дистергефт внёс большой вклад в развитие тагильского искусства. Он работал над созданием экспозиций литературно-мемориального музея писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка в Висиме, музея истории Горно-металлургического техникума. Дистергефт трудился и над созданием монументальной росписи стен Нижнетагильского театра кукол, в Центральной городской больнице. В 70-е и 80-е годы был членом градостроительного Совета города Нижний Тагил. В 2004 году переехал в Германию.

«Воевать ему пришлось немного, всего лишь три месяца, но работать пришлось на военную мощь страны в глубоком тылу на Урале до конца войны. Он  принадлежит к тому поколению художников, которое не имело лёгких путей ни в жизни, ни в искусстве… “Душа обязана трудиться” — это девиз жизни и творчества Михаила Вильгельмовича Дистергефта. За 65 лет творческого пути создано много разных работ, выполненных акварелью и пастелью, маслом и карандашом, в технике линогравюры и офорта», — пишет директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева в статье «Творческий и жизненный путь художника Дистергефта Михаила Вильгельмовича, участника Великой Отечественной войны».

Ростислав Задорин (11.03.1918 — 20.06.1979)

Живописец, художник монументально-декоративного искусства, работал в области тематической картины и пейзажа.

В 1941 году ушёл добровольцем на фронт. В 1942-м был тяжело ранен и демобилизован. Награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды.

Тема Великой Отечественной войны стала ведущей в творчестве Ростислава Задорина. Художник создавал большеформатные жанровые картины, в каждой из которых была какая-то история.

«Ростислав Михайлович Задорин служил разведчиком в особом стрелковом батальоне: военный путь будущий художник начал под Москвой, затем в составе Ржевских наступательных операций оказался на Калининском фронте, он попал в самые страшные и кровопролитные оборонительные бои. Художник пробыл на войне меньше года, но этого времени с лихвой хватило, чтобы война навсегда осталась в его сердце и мыслях. Тогда на фронте, теряя товарищей, каждый день видя вокруг насилие и смерть, Задорин мысленно дал себе обещание: “Если удастся возвратиться живым и осуществить давнюю мечту стать художником — посвятить своё творчество памяти тех, кто остался там, на полях сражений”. Война закончилась для Задорина в феврале 1942 года — он получил тяжёлое ранение, последствия которого будет мучить мастера всю жизнь», — пишет научный сотрудник музея Ольга Лебедева в очерке «Сдержанное обещание».

Василий Караваев (05.04.1923 — 1990)

Живописец, педагог, Отличник народного просвещения. Работал в области пейзажа и тематической картины.

Василий Караваев прошёл всю войну, награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалью «За победу над Германией».

1 августа 1941 года был призван в ряды Красной Армии. Обучение проходил во 2-м Киевском артиллерийском училище. После его окончания в звании лейтенанта был отправлен в действующую армию. Службу начинал на Брянском фронте, затем был переведён на Воронежский фронт, являясь сначала командиром взвода, а затем — батареи. По всей вероятности, Караваев участвовал в ожесточенных боях за Воронеж, ставшим «вторым Сталинградом».

В июле 1943 года он был ранен в левую руку, а в октябре — комиссован, получив впоследствии инвалидность III группы.

«Уже зрелым, сложившимся мастером Караваев подошёл к созданию картин на военную тему. В 1970-е годы появились два полотна — “Снайперы на привале” и “Затишье”​​​​​​​. Фоном в них выступают грозные военные орудия и тревожно реющий клубами дым от разрывов снарядов, а мирные сцены первого плана говорят о главном, о важном — о сохранении Человека в Человеке, волею судеб попавшего в нечеловеческие условия. В 1980 году родилась картина “Артиллеристы”​​​​​​​, судьба которой сегодня неизвестна. Более к теме войны в своём творчестве художник не обращался», — пишет научный сотрудник музея Мария Комарова в статье «Василий Караваев —  памяти достойный тагильчанин».

Алексей Константинов (12.11.927 — 23.06.1997)

Живописец, монументалист.

Награждён орденом Отечественной войны, медалями «За Победу над Японией», «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В ноябре 1944 года, в 17 лет, добровольцем уходит на войну, обманув призывную комиссию — дважды прикрыв травмированный глаз при проверке зрения. Участник Советско-Японской войны, моторист 2-й бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота. Участник военных действий в августе 1945 года. Получил ранение и инвалидность 2-й группы.

«…героическую живопись Константинова, а она таковой, безусловно, является, невозможно понять без учёта того героического ресурса, который двигал автором и питал его. Этот героический ресурс нужно искать в нём самом в первую очередь. Эти источники  война, революция, авангард. Эти ресурсы, эти резервуары являются внутренними, личностными факторами искусства Алексея Константинова в первую очередь и только потом факторами внешними», — говорится в статье Леонида Чернова в книге «Алексей Константинов. Постоянство поиска 19271998». 

Михаил Крамской (07.11.1917 — 16.03.1999)

Скульптор, монументалист, педагог, почётный гражданин Нижнего Тагила. Работал в области монументальной и станковой скульптуры.

Участвовал в обороне Ленинграда, в 1941 году был контужен. Награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны».

Эвакуированный в годы войны в Нижний Тагил, Крамской стоял у истоков создания Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Уральского художественно-промышленного училища, худграфа при Нижнетагильском педагогическом институте. Его работы ежедневно видят тысячи тагильчан: это надгробие писателя Алексея Бондина в главном городском парке, памятники Владимиру Ленину на улице Черных, горнякам, павшим в боях с фашизмом, у Рудоуправления, работникам ВМЗ, погибшим в годы Великой Отечественной войны, скульптура «Молодой горняк» в сквере Горно-металлургического колледжа.

«В Нижний Тагил Крамского привезли на носилках. После контузии он долгое время не мог ходить, но это был человек большой силы воли: он встал на ноги и всю жизнь ходил с костылём и тростью. Он приехал из Ленинграда в рабочий город и принёс дух ленинградской культуры очень высокого уровня. Во многом благодаря ему в Нижнем Тагиле открылся художественный музей. В тот год очереди стояли на Уральской улице, люди жили в музее, который ласково называли “наша Третьяковка”. А для Михаила Павловича это было естественно, искусство было для него воздухом. И этим воздухом он делился со своими студентами», — говорит искусствовед Елена Ильина.

Вилен Мухаркин

Работает в области пейзажа и натюрморта. В апреле Вилен Дмитриевич отметил 95-летний юбилей.

Участник Великой Отечественной войны, инвалид II группы. Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу».

«С начала войны, на пятый день, был принят на работу в доменный цех металлургического завода им. А. К. Серова и до призыва в Красную армию в январе 1945 года работал машинистом экскаватора. Прошёл до конца войны. Принимал участие в боях за освобождение Украины в составе войск 2-го Украинского фронта под командованием Р. Я. Малиновского, Венгрии, Румынии. Находясь на фронте сначала в звании рядового, затем сержанта — командира взвода, был дважды тяжело ранен — второй раз в уличных боях в Будапеште», — пишет Вилен Мухаркин в своей автобиографии.

Виталий Стеканов (31.01.1927 — 06.02.2005)

Скульптор, прикладник. Работал в области мелкой пластики, станковой и монументальной скульптуры, камнерезного искусства.

Был призван в Красную армию в 1944 году. Будущий скульптор попал в Нижний Тагил в 19-й танковый полк на курсы механиков-водителей.

В 1968-м в соавторстве с Боглюбовым работал над памятником «Рабочему и танкисту» на площади Славы.

Сергей Щипунов (12.010.1925 — 09.01.1980)

Живописец, художник-оформитель. Работал в области пейзажа и тематической картины. Участник Великой Отечественной войны.

Среди его работ — диорамы для краеведческого музея, Дворца культуры «Уралвагонзавода». В свободное от работы в художественных мастерских время писал пейзажи и тематические картины.