«Я никогда не боялась быть некрасивой на сцене». Актриса Ирина Цветкова рассказала о любимых ролях, новаторстве в театре и стихах, которые превращаются в песни

«Я никогда не боялась быть некрасивой на сцене». Актриса Ирина Цветкова рассказала о любимых ролях, новаторстве в театре и стихах, которые превращаются в песни

В минувшую пятницу артистка Нижнетагильского драматического театра Ирина Цветкова в прямом эфире в Instagram-аккаунте «Афиши МС» ответила на вопросы журналистов и читателей. Мы поговорили о любимых ролях и книгах Ирины, о музыке и сольном альбоме. В финале эфира актриса рассказала об играх на воображение, которые помогут скрасить карантин и которые она сама очень любит.

Ирина, как настроение, как проходит карантин? Уже скучаешь по репетициям, спектаклям?

— Настроение хорошее. Карантин проходит с пользой: очень много домашних дел сделано, много фильмов пересмотрено, книг прочитано. Мы все скучаем по театру. 10 апреля у нас должна была быть премьера спектакля «Мёртвые души» режиссёра из Санкт-Петербурга Андрея Гончарова. Всё было почти готово, но тут сообщают, что все уходят на карантин. Премьеру пришлось перенести на июнь. Конечно же, мы все расстроены, команда постановщиков уехала в Питер. Будем надеяться, что в июне мы сможем вам всё-таки показать спектакль.

В новом спектакле ты играешь сразу три роли. Можешь рассказать подробнее, не раскрывая всех тайн?

— Это новаторская вещь, которая, может быть, будет непривычна для зрителей. Это спектакль новой формы. Безумно интересно, как режиссёр перенёс действие в наше новое время. У меня очень интересные роли. Я там и пою, и играю на инструменте, и появляюсь из люков, и что только не делаю. Я весь спектакль на сцене. У меня много переодеваний. Это очень круто! Пожалуй, в таком новаторском спектакле я занята впервые.

Тебе нравится, когда режиссёры переосмысливают классику?

— Однозначно нравится. Театр не должен стоять на месте, он может быть разным, главное, чтобы не было скучно. А скучно на этом спектакле точно не будет.

Ты с детства мечтала стать актрисой?

— В детстве я вообще не знала, что такое театр. Я родом из маленького города Амурской области, где не было театра. Но я всегда мечтала о сцене, мне нравилось петь, я ходила в музыкальную школу. Когда в первый раз побывала в театре, меня это зацепило, я подумала: я бы смогла, я хочу.

Одна из твоих последний ролей в театре Арина Петровна в спектакле «Головлёвы. Маменька». В нём ты играешь женщину разных возрастов. Расскажи, как готовилась и насколько это сложная роль для тебя?

— Это моя на сегодняшний день самая любимая роль. Вышел этот спектакль из театральной лаборатории, в которой ставится несколько спектаклей за четыре дня. Самым сложным было выучить текст. У меня его много, и я почти не спала эти четыре дня, учила текст. Когда режиссёр Даниил Безносов вернулся в Нижний Тагил и мы стали подробнее работать над этим спектаклем, я уже занималась наблюдением. Смотрела на бабушек на улице, на своих бабушек, на их движения, как они разговаривают. Было сложно, но безумно интересно.

Читатели спрашивают, какие роли больше нравятся: комедийные или драматические?

­— Я обожаю и те и те. Смеяться я безумно люблю, я благодарна, что у меня есть и такие, и такие роли. Я никогда не боялась быть некрасивой на сцене, мне всегда нравилось дурачиться, смеяться. Поэтому я ещё обожаю детские спектакли.

Насколько сложно перестраиваться с комедийной роли на драматическую?

— Это всё практика, опыт. Актёры умеют быстро от себя отодвигать негатив, если речь идёт о трагедии. Я уже где-то говорила о том, что, даже если что-то случается в жизни, у тебя что-то физически болит, ты выходишь на сцену и обо всём забываешь. Сцена лечит.

Вопрос от читателей. Какой совет вы можете дать поступающим в театральные вузы?

—  Я поступала в наш колледж искусств, потом училась в Екатеринбургском театральном институте. Я находилась дома, услышала по радио, что набирается курс на актёрское отделение, и пошла поступать. Что посоветовать? Да не знаю, ребят. Будьте собой. Выше головы не прыгнешь. Главное — хотеть этого.

Вопрос от читателей. Можете рассказать интересные или забавные случаи в театре?

— Так сходу сложно вспомнить. Я знаю, что их было очень много. Бывало, что актёры забывали текст и выкручивались. Знаю, что в спектакле «Ромео и Джульетта» актёр забыл текст и тут же сочинил от себя, а главное, складно. Бывало, что актёр случайно не выходил на свою сцену и приходилось как-то выкручиваться. Ложно срабатывала пожарная сигнализация во время спектакля. Импровизировать — это самое сложное, ну и самое интересное, наверное.

В театре, помимо актёров, работает очень много людей: художники, бутафоры, швеи, технические специалисты. Вы со всеми общаетесь или всё-таки актёры с актёрами, цеха с цехами?

— Нет, нет, нет, только не в нашем театре. Мы все дружим. Я вообще не понимаю, когда мне рассказывают актёры других театров, что не дружат с цехами. Для меня это вообще дико. Мы не только на корпоративах общаемся, мы и в жизни дружим, встречаемся, куда-нибудь ходим отдыхать.

А актёры с актёрами дружат? Как же конкуренция?

­ — Нас в гримёрке четверо, и мы все дружим. Хотя мы все одного возраста, между нами нет конкуренции. У нас всё отлично, всё прекрасно.

— Помимо работы в театре от читателей было немного вопросов о твоей музыкальной карьере. Расскажи, как поживает группа «Шляпу сдул»?

— С группой «Шляпу сдул» мы записали девять песен. Это был уникальный опыт. Вы можете послушать их в паблике группы во «ВКонтакте». Сейчас мы переживаем не лучшее время. Некоторые ребята уехали учиться, развиваться в большой город Пермь. У некоторых ребят есть свои проекты, у них мало времени, чтобы заниматься группой. Может быть, мне придётся начать свой сольный проект, я размышляю над этим. Но, скорее всего, группа останется. Из записанных девяти песен (там мои стихи и музыка, а аранжировка ребят) я собираюсь сделать альбом. Уже разговаривала с художником по поводу обложки. Так что, думаю, скоро будем презентовать альбом.

Ещё вопрос от читателя. Не планируете во время карантина сделать сольный онлайн-концерт?

— Это хорошая идея. Я об этом не думала. Можно сделать небольшой квартирничек: живая гитара, голос. Да, да, может быть.

Как давно ты пишешь стихи?

— Сколько себя помню, столько и пишу. Я была маленькая и всё сочиняла какие-то песенки, четверостишья. В какой-то момент, несколько лет назад, мне снова захотелось писать.

 Откуда появляются тексты? Они из жизни или это переживания лирического героя?

— Меня вдохновляют настоящие истории из жизни. Они не обязательно могли произойти со мной, и чаще всего мои песни о том, что произошло с кем-то другим, но произвело на меня очень сильное впечатление. Ещё я пишу про любовь, какие-то большие чувства. У меня есть песня про маму. Она появилась так: я захотела поздравить маму с юбилеем песней. Написала про наше с сестрой детство, про наши отношения с мамой. Мне захотелось признаться ей в своих чувствах через песню. По-моему, получилось хорошо.

Как актриса ты читаешь чужие тексты на сцене. А когда поёшь свои песни перед публикой, это другое ощущение?

— Это другое. Когда я пою, это я. Когда я на сцене в театре, это мои героини. Хотя, наверное, во всех моих героинях есть что-то схожее, потому что всегда ищешь что-то близкое тебе, чтобы лучше сделать роль.

Многие актёры мечтают сняться в кино. Реально ли артисту из провинциального города попасть в кино?

— Реально, если человек этого очень хочет, если он пытается, ездит на кастинги, нанимает человека, который его продвигает. Под лежачий камень вода не течёт. Если ничего не делать, ничего не будет. Мне было бы интересно это как опыт, но я не стремлюсь попасть в кино. В нашем театре есть актёры, которые снимались. Юра Сысоев, Игорь Николаевич Булыгин, некоторые ребята работали в массовке. Юра Сысоев вообще несколько раз снимался и может рассказать, как это происходит и сколько ему платят (смеётся).

Узнают ли тебя на улице? Просят ли автограф?

— Автограф и сфотографироваться просили как-то. Но это происходит нечасто. Чаще всего люди всё-таки пишут в соцсетях. Видимо, заочно выражать какие-то чувства легче, чем подойти и сказать.

Судя по количеству вопросов, которые тебе присылали наши читатели, и по комментариям с комплиментами, тагильчане тебя любят. Как думаешь, с чем связана эта любовь, интерес к тебе?

— Я очень благодарна зрителям. Трудно судить, почему ко мне такое отношение, зрителям виднее. Наверное, я нравлюсь за яркие роли, которые играю. Может быть, роли интересные, потому что я их сама очень люблю?

Вопрос от читателя. Сложнее прожить без зрителя или без бассейна?

— (Смеётся.) В моём случае, конечно, без зрителя. Без бассейна тоже очень сложно приходится. Любовь к бассейну началась с Театралиады, которая проходит каждый год в нашем городе. В ней участвуют артисты театров со всей области, мы соревнуемся в различных видах спорта: волейбол, футбол, перетягивание каната. Три года назад возникла идея включить плаванье. Художественный руководитель нашего театра Игорь Булыгин спросил, кто пойдёт. Я говорю: я хочу, но нужно потренироваться. Тренер Влад Смирнов любезно согласился помочь, и наша театральная команда из четырёх человек уже три года занимается плаваньем. Три раза в неделю у нас тренировки по вечерам. Мы ещё не занимали первых мест, в этом году собирались занять первое место, но, к сожалению, ушли на карантин.

Вопрос от читателя. Любите ли вы читать? Какую книгу можете посоветовать?

— Я очень люблю читать, люблю классику. Сейчас у меня на полке с закладками стоят рассказы Чехова и Бунина: я периодически их перечитываю. Очень люблю русскую современную прозу. Всегда читаю новинки. В данный момент читаю роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него».