Изолированные в Тагиле. Директор Нового Молодёжного театра Наталия Мозжакова — о театре без зрителя и долгом восстановлении культурных площадок после самоизоляции

С середины марта из-за коронавируса учреждения культуры Нижнего Тагила закрыты для посетителей — и неизвестно, когда театры и музеи смогут вновь открыть свои двери. «Афиша МС» пообщалась с директором Нового Молодёжного театра Наталией Мозжаковой и узнала, тяжело ли актёрам жить без зрителей и что ждёт культуру после окончания карантина.

Про театр без зрителя

Театр без зрителя — это для нас большой стресс. Когда появился запрет на публичные мероприятия, мы рассчитывали, что он будет не такой долгий. Театр — это особый вид искусства, в котором происходит контакт со зрителем. Я бы даже сказала, что это некий обмен энергией. И для нас одна из основных задач — это объединять людей. Актёрам без зрителя тоже очень сложно. Если спектакли не играются, теряется очень много времени. Как только работа театра возобновится, придётся потратить какое-то время на восстановление репертуара. Буквально перед началом запрета у нас была запланирована премьера «Маленького принца». Над спектаклем проделана огромная работа, и очень хочется, чтобы его, наконец, увидел зритель. После окончания самоизоляции потребуется ещё две недели для генеральных прогонов, подготовки декораций, света и звука.

Я и актёры скучаем по нашим зрителям, но все мы понимаем, что это необходимая мера. Мы очень ждём, когда сможем снова все вместе собраться.

Про работу онлайн и «мозговые штурмы»

Мы продолжаем общаться со зрителями, но онлайн. Конечно, живого общения очень не хватает, но мы всей командой работаем над онлайн-проектами. У нас есть группа во «ВКонтакте», в ней мы публикуем все наши идеи. Общаемся мы в WhatsApp, каждую неделю у нас проходят «мозговые штурмы». Каждый предлагает свои идеи, и мы начинаем обсуждать. Иногда небольшим количеством собираемся в театре, чтобы скоординировать работу над проектами. Нам никто не помогает, делаем всё сами. Большая часть работы сейчас на заместителе Николае Рузанове, он монтирует все наши проекты. Актёры придумывают идеи, снимают видео на мобильные телефоны у себя дома и тоже помогают с монтажом. Иногда что-то приходится снимать в театре. Например, проект к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, придуманный нашей актрисой Ольгой Кирилочкиной, снимался в театре. Сейчас мы работаем над проектом «За гранью», в котором мы рассказываем о наших сотрудниках и их увлечениях вне театра.

О планировании

Я человек плана. Не могу жить без планирования хотя бы на ближайшие полгода. А о какой-то перспективе планирования сейчас речь быть не может. И непонимание, как построить свою жизнь, для меня огромный стресс. И конечно, сейчас все находятся в такой ситуации. Пожалуй, сейчас могу построить план на ближайший день или два максимум. Большую часть дня я всё равно провожу в театре, поэтому сильно моя жизнь не изменилась. Мой типичный день: с самого утра до шести вечера в театре, затем еду домой, готовлю ужин и выгуливаю собаку, общаюсь с сыном по телефону. Так как в театре мы работаем онлайн, то всё равно приходится составлять план работы хотя бы на недолгий срок, на 3 дня. Я занимаюсь контент-планированием и координирую работу онлайн-проектов.

Про сказки по телефону

Во время самоизоляции нам пришла в голову идея читать сказки детям по телефону. Читают актёры. Мы получаем заявку, в которой указывается номер телефона, желаемое время и возраст ребёнка. Заявки присылают в нашу группу во «ВКонтакте». Актёры подбирают сказку под возраст ребёнка, а затем перезванивают. Наши артисты не просто читают сказку, но ещё и общаются с детьми: общение по телефону — это реальный голос и хоть какое-то взаимодействие. Мы успели сделать примерно 10 звонков, потом наступило затишье. После майских праздников снова начали поступать заявки. Некоторые слушатели после звонков нарисовали иллюстрации к сказкам и прислали фотографии в нашу группу. Очень приятно, что от наших слушателей мы получаем и обратную связь, это греет душу.

Про культуру после пандемии

Вирус — это всегда серьёзно. Я думаю, что процесс восстановления культуры в прежнем формате может быть очень долгим. В первую очередь это из-за финансового фактора. Несмотря на то, что цены на спектакли и в музеи достаточно доступные, всё равно у людей будут другие проблемы после самоизоляции: нужно подготовить ребёнка в школу, восстановить все бюджеты, а кому-то найти новую работу.

Конечно, есть и положительные стороны. Сейчас очень много делают показов спектаклей онлайн. Появилась возможность смотреть спектакли, которые нельзя увидеть вживую. Показы европейских театров, постановки знаменитых режиссёров. И уже многие драматурги пишут пьесы про самоизоляцию. Думаю, что этот формат онлайн и после пандемии будет существовать, вопрос только в том, как определить онлайн-зрителя и нужен ли этому зрителю такой формат.