«Поколение Z не разочаровало». В Нижнетагильском драмтеатре прошла вторая режиссёрская лаборатория

В драматическом театре Нижнего Тагила в минувшие выходные состоялось сразу четыре премьеры. В рамках лаборатории молодой режиссуры «Театр — поколению Z» приглашённые режиссёры представили эскизы спектаклей, которые были созданы всего за пять дней. «Афиша МС» побывала на закрытых показах и вместе с режиссёрами постаралась выяснить, какой театр интересен сегодняшней молодёжи.  

Готовые эскизы оценивали журналисты, студенты и друзья театра. Первый лабораторный показ состоялся в пятницу — эскиз спектакля «Ангелочек» по одноимённому рассказу Леонида Андреева подготовила режиссёр из Санкт-Петербурга Екатерина Гороховская. Режиссёр решила разделить жизнь героев на две эпохи — богатая семья Свешниковых осталась в XIX веке, как и написано у Андреева, а неблагополучная семья Сашки переместилась в наше время. История мальчика, живущего с пьющей матерью и больным отцом, тронула приглашённых зрителей своей искренностью.

Сцена из эскиза спектакля «Ангелочек»

«Не разочаровало поколение Z, приятно было смотреть на актёров, когда в такой короткий срок все так мобилизуются и открываются с какой-то новой неожиданной стороны. Хочется верить, что у всех есть ангел-хранитель вот такой какой-то необыкновенный, с маленькими крылышками, очень неуклюжий, но такой добрый, щедрый… Как тут не поверишь в какую-то мистику. Меня это тронуло это очень сильно, думаешь: а вот и правда кто-то, может быть, и стоит за твоей спиной», поделилась эмоциями после просмотра эскиза актриса театра Нелли Саловская.

Екатерина Гороховская и Олег Лоевский

«Моему сыну 16 лет, и я могу сказать, что это поколение быстрее соображает, быстрее думает, оно мультизадачное, считает Екатерина Гороховская. К сожалению, сегодня, несмотря на соцсети, пропасть между людьми увеличивается. А самые покинутые и одинокие люди в этом мире дети. Не все и не везде, конечно, но большинство детей предоставлены сами себе. И не только в социально неблагополучных семьях, где ими никто не занимается, а даже в тех семьях, где детьми очень сильно занимаются, но не дают чего-то самого важного. И мне как раз хотелось, чтобы на фоне персонажей в старинных костюмах появился совершенно сегодняшний парень».

Создать за пять дней пусть не спектакль, а его эскиз, было непросто. Режиссёрам нужно было познакомиться с артистами и придумать решения для сценического воплощения пьес. Творческие команды работали до поздней ночи, а вместе с ними трудились и специалисты театральных цехов — нужно было придумать костюмы, найти подходящий реквизит, выставить свет.

Даниилу Безносову, главному режиссёру Краснодарского муниципального молодёжного театра, досталась пьеса Ярославы Пулинович «Господа Головлёвы. Маменька» по роману Михаила Салтыкова-Щедрина. Ему пришлось найти общий язык сразу с 13 артистами. Тогда как его коллеги работали с шестью-семью артистами.

Андрей Гончаров из Санкт-Петербурга за пять дней успел подружиться с артистами, работающими вместе с ним над эскизом пьесы братьев Пресняковых «Воскресение. Супер». По признаю актёров, они никогда так много не смеялись на репетициях. Смеялись и зрители, ведь в эскизе Андрея Гончарова герои Толстого крутят спинер, делают селфи и поют русский шансон. И всё это хулиганство происходит не на сцене, а в фойе театра на втором этаже. 

Молодой московский режиссёр Александр Кудряшов обыгрывал маленькое пространство театрального тренажёрного зала и постарался превратить его в провинциальный южный город Черноморск. В современной пьесе Юлии Тупикиной «Вдох-вдох» рассказывается о 14-летней школьнице, которую травят в классе. Молодые зрители охарактеризовали эскиз словами «полный разнос» и «такая жесть».

«У вас прекрасные театр, хорошие цеха, все слаженно работают, придумали для меня самоклеящуюся стену. Артисты тоже очень хорошие, мне было приятно работать в драматическом театре Нижнего Тагила. Что касается пьесы… Я буду очень рад, если этот эскиз станет спектаклем и молодые люди будут на него ходить», признался Александр Кудряшов.

Известный театральный критик из Москвы куратор лаборатории Олег Лоевский отмечает, что такие проекты должны быть интересны зрителям — некоторые театры продают на лабораторные показы билеты. В тагильском театре сделали акцент на обучении артистов, и это правильное решение, считает Лоевский.

«Лаборатория для меня — это в первую очередь сильный актёрский тренинг. Здесь начинают работать внутренние социальный лифты, и те, кто не играют главные роли, открывают себя с совершенно неожиданной стороны. Лаборатории вообще стали необходимостью, ведь когда ещё у артистов репертуарных театров будет возможность сыграть такие роли. К сожалению, такие спектакли просто не могут существовать в провинциальных театрах. Разве что в других пространствах, на малой сцене».

Пока неизвестно, будут ли созданные эскизы превращены в спектакли и увидит ли их тагильский зритель. По словам худрука театра Игоря Булыгина, потребуется какое-то время на осмысление материала, но он признался, что работа всех режиссёров ему очень понравилась. Также Булыгин добавил, что драматический театр планирует в будущем показывать экспериментальные постановки на малой сцене, проект которой сейчас обсуждается с администрацией города.   

Добавим, лаборатория современной драматургии, созданная на средства гранта губернатора Свердловской области, стартовала в Нижнетагильском драматическом театре 17 сентября. В работе была задействована почти вся трупа.

Фото: Афиша МС, Нижнетагильский драматический театр